Мир оружия

23 345 подписчиков

Многоцелевая тайна: первый многоразовый космический корабль Китая

Предположительно, подготовка к запуску многоразового корабля. Фото Weibo.com

Китай развивает свою ракетно-космическую программу и осваивает новые направления. На днях был осуществлен полет перспективного многоразового космического корабля. Большая часть данных об этом мероприятии и самом корабле пока не публиковалась, что, однако, не помешало появлению различных версий и оценок.

По официальным данным

4 сентября информагентство «Синьхуа» сообщило о новом космическом запуске с космодрома Цзюцюань. Ракета-носитель «Чанчжэн-2F» вывела на орбиту многоразовый корабль. Сообщалось, что аппарат пробудет на орбите некоторое время, после чего произведет спуск и посадку в запланированном районе. Целью полета назвали отработку технологий многоразового использования и оказание поддержки мирному использованию космоса.

6 сентября «Синьхуа» сообщило об успешной посадке корабля. Двухдневная миссия завершилась в назначенном районе. Успешный полет назвали важным прорывом в исследовании технологий. Кроме того, указали, что он предоставил опыт для развития более дешевых и удобных методов доставки грузов на орбиту. Вновь подчеркивалось мирное предназначение проекта.

Любопытно, что в обоих официальных сообщениях не упоминались какие-либо технические и иные подробности. Название, класс и характеристики корабля остаются неизвестными. Кроме того, пока не опубликованы фото- и видеоматериалы пуска. Не уточняется место и способ посадки.

Под крупным обтекателем может скрываться космоплан нового типа. Фото Weibo.com

Благодаря зарубежным средствам контроля за космическим пространством появилась информация о параметрах орбиты китайского аппарата. Корабль находился на геостационарной орбите с наклонением 50,2°. Апогей и перигей составили 348 и 332 км соответственно. Особенности схода с орбиты и место посадки установить не удалось.

Также в зарубежных источниках появились неофициальные фотографии ракеты-носителя на стартовом столе во время подготовки к запуску. Полезная нагрузка в виде корабля в кадр не попала, однако имеются другие интересные детали. Вскоре были опубликованы спутниковые фото предполагаемого места посадки.

Повод для обсуждений

Новости из Китая, несмотря на их специфический характер и отсутствие наиболее интересных подробностей, закономерно привлекли внимание зарубежных СМИ и интересующейся общественности. Предлагаются различные версии и оценки, основанные на ограниченной доступной информации.

Класс китайского многоразового корабля неизвестен, однако наиболее правдоподобной следует считать версию об орбитальном самолете. В ее пользу говорят сообщения прошлых лет. Так, осенью 2017 г. корпорация China Aerospace Science and Technology Corporation сообщала о намерении запустить в 2020 г. многоразовый корабль. Тогда утверждалось, что при возвращении на Землю он сможет выполнять аэродинамический полет и осуществлять посадку «по-самолетному». В качестве будущей полезной нагрузки упоминались космонавты и различные грузы.

Спутниковый снимок аэродрома, где корабль мог совершить посадку. Фото Thedrive.com

Вполне возможно, что три года назад речь шла о перспективном проекте, который к настоящему времени был доведен до первого полета. Кроме того, в течение нескольких предыдущих лет CASC и смежные организации занимались вопросами создания космоплана и даже довели такой проект до испытаний.

Общий облик, схема, компоновка и габариты недавно летавшего корабля остаются неизвестными. Предполагаемые фотографии подготовки к запуску показывают, что корабль помещается в крупном кожухе-обтекателе. Его диаметр примерно вдвое больше поперечника ракеты, что указывает на примерный размах крыла. При этом ясно, что масса аппарата не превышает 8,4 т – столько ракета-носитель может вывести на низкую околоземную орбиту.

Предположительно, тестовый полет завершился на полигоне Лобнор в пустыне Гоби. Там имеется аэродром с взлетно-посадочной полосой большой длины, пригодной для посадки различной техники, в т.ч. орбитальных самолетов. В зарубежных СМИ уже появились спутниковые снимки, сделанные после 6 сентября. Низкокачественные изображения показывают некую активность на аэродроме, а на ВПП заметен неизвестный крупный объект.

Вопросы преемственности

В контексте последних новостей необходимо вспомнить о предыдущем проекте космического корабля «Шэньлун», разрабатывавшегося с начала двухтысячных годов. С его помощью мог появиться технологический задел, использованный в нынешнем проекте.

Впервые об изделии «Шэньлун» стало известно в 2007 г., причем к этому времени проект успел продвинуться достаточно далеко. Были завершены предварительные исследования и выполнена постройка опытного самолета. В конце 2007 г. прототип испытывался в атмосфере: бомбардировщик H-6K поднимал его на заданную высоту и сбрасывал, после чего происходил самостоятельный полет.

Прототип "Шэньлун" под бомбардировщиком H-6K. Фото Bmpd.livejournal.com

В начале 2011 г., по разным данным, «Шэньлун» впервые отправили на орбиту и вернули обратно. О других запусках более не сообщалось. Кроме того, до недавнего времени оставался открытым вопрос возможности повторного применения этого корабля. По-видимому, экспериментальный аппарат не был многоразовым, и подобные функции обеспечены только сейчас, в следующем проекте.

Опытный корабль, замеченный под днищем бомбардировщика, представлял собой изделие с вытянутым фюзеляжем и треугольным крылом малого размаха. Планер выполнили с применением необходимой теплозащиты, что привело к характерному черно-белому внешнему виду. В хвостовой части корабля находилась двигательная установка с одним крупным соплом. Возможно, между атмосферными и орбитальными испытаниями конструкция претерпела изменения.

В связи с китайским многоразовым космопланом следует вспомнить американскую разработку того же класса – изделие X-37B разработки компании Boeing. Это аппарат длиной ок. 9 м с крылом размахом 3,5 м и стартовой массой менее 5 т. Построено два корабля, их попеременно отправляют на орбиту. За 10 лет экспериментов продолжительность полета удалось довести до 779 суток. Цели миссий остаются секретными.

Особый инструмент

Согласно официальным сообщениям, целью нового китайского проекта является оптимизация процессов доставки грузов на орбиту. Подчеркивается, что все это делается в мирных целях. Однако более точная информация пока не оглашалась. Когда, как и для чего собираются применять корабль – неизвестно, хотя это не мешает оценить его потенциал.

Американский космоплан X-37B - вероятный функциональный аналог китайского изделия. Фото US Air Force

Многоразовый космоплан способен решать самые разные задачи военного и научного характера. Его можно использовать для ведения разных видов разведки с различными целями. Также корабль может стать носителем малогабаритных и сверхлегких спутников, способным выводить их на разные орбиты. При достаточной продолжительности полета возможна работа в качестве платформы для различных орбитальных исследований. Наконец, многоразовый космический корабль может быть транспортом для людей и грузов, в т.ч. в интересах перспективного проекта космической станции.

Во всех случаях перспективный корабль и отработанная ракета-носитель обеспечат оптимальную стоимость пуска и эксплуатации в целом. За счет таких преимуществ новый комплекс сможет потеснить традиционные системы в ряде областей. При этом имеются ограничения по стартовой массе и весу полезной нагрузки.

Таким образом, нынешний проект имеет самые широкие перспективы и представляет большой интерес для разных ведомств. Проект доведен до летных испытаний, и первый запуск признан успешным. В ближайшее время следует ожидать внедрение новых технологий на практике, в мирной и военной сфере. В итоге китайская ракетно-космическая отрасль получит совершенно новый инструмент с особыми возможностями.

Китай традиционно не раскрывает все свои планы, и потому неизвестно, как скоро новый аппарат дойдет до массовой эксплуатации и продемонстрирует все свои возможности. Однако уже сейчас ясно, что китайская ракетно-космическая отрасль расширяет свои возможности и претендует на мировое лидерство.