На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир оружия

23 341 подписчик

F-22 «Раптор» и F-23 «Нераптор». Пасьянс, который не сложился

F-22 «Раптор» и F-23 «Нераптор». Пасьянс, который не сложился


Ни для кого не секрет, что в государстве американском не все красиво с авиацией. Или наоборот, все идет по плану. Вместо новых разработок пятого поколения продолжается выпуск и перевыпуск самолетов четвертого поколения. Примерно, как в России. Как у нас списали метод.


Сегодня мы подумаем над проблемой (слава богу, не нашей), которая называется «Раптор». Или самый разрекламированный и самый неудачный в истории человечества самолет. 187 «Рапторов», каждый из которых обошелся налогоплательщикам в 379,5 млн долларов каждый с учетом разработки.

В общем, очень много денег и очень мало отдачи. А ведь был момент, когда фактически на подходе оказалась модель NATF-22, которая разрабатывалась для военно-морского флота. И действительно, вполне могла случиться ситуация, при которой на палубах новых авианосцев США застыли бы F-22 «Си Раптор». С теми же проблемами, что и сухопутные коллеги.

Но не случилось. Умеют и в США вовремя остановиться. Хотя противостояние между прототипами Lockheed Martin YF-22 и Northrop YF-23 достойно отдельной поэмы. И то, что «Локхид» оказался успешнее в подковерных играх, тоже стало своеобразным результатом, поскольку оппонент, YF-23, был ориентирован как раз на применение в ВМФ. И если бы детище «Нортропа» победило в конкурсе, то неизвестно еще, как бы сложилась авиационная структура США сегодня.

Но победил «Раптор», который по идее должен был сменить F-15 «Eagle» и F-16 «Fighting Falcon» в их явно затянувшемся противостоянии с МиГ-29 и Су-27.

А ситуация в итоге стала вообще очень запутанной. F-22, МиГ-29 и Су-27 фактически сошли со сцены, в отличие от F-15 и F-16.

Между тем, некоторые эксперты и СМИ (естественно, в США) до сих пор всерьез считают, что «Раптор» - лучший истребитель, созданный руками человека. Это, конечно, более чем спорно, но некоторым доказать обратное очень сложно.

Да, по первому времени эйфория от F-22 была не просто высокой. На грани истерии. Стелс-технологии, скорость в 2,5 звуковой, сверхзвук без форсажа, управляемые векторы тяги… Казалось, «Раптор» действительно лучший в мире самолет.


Неудивительно, что Конгресс США тут же выдал задание на отработку программы NATF (Naval Advanced Tactical Fighter), нового универсального самолета для ВМС США. Это смотрелось вполне логично, да и F-111 пора было менять давным-давно…

И наличие двух моделей (морской и сухопутной) одного и того же самолета сулило неплохую экономию. Действительно, на вооружении ВВС, ВМС и КМП США стоит более десятка разных самолетов, универсализация была бы весьма полезна и в техническом, и в финансовом плане.

Но вышло так, что программа NATF и связанные с ней планы по созданию NATF-22 вскоре стали рассматриваться как непомерно дорогие. К 1990 году, примерно за семь лет до того, как F-22 впервые поднялся в небо, адмирал Ричард Данливи, человек, ответственный за разработку технических требований к новому морскому истребителю, пришел к выводу, что ни под каким углом флоту не удастся интегрировать в свои ВВС «Раптора» из-за его непомерной цены.

В результате концепция NATF-22 была отменена в начале 1991 года. Насколько удачно сложилась судьба сухопутного коллеги, общеизвестно.

Если бы военно-морской флот США решил использовать вариант F-22, который базировался бы на авианосец, ему (флоту) пришлось бы преодолеть ряд значительных технических проблем.

Самолеты, предназначенные для полетов на авианосцах, должны решать совсем другие задачи при взлете и посадке, чем их наземным аналогам. Фюзеляж должен быть более прочным, чтобы выдерживать силовые импульсы, которые сопровождают взлет с катапульты и посадку с помощью крюка.

NATF-22 также должен был бы иметь не просто складное крыло для транспортировки лифтом, но крыло с изменяемой стреловидностью, чтобы уменьшать скорость при посадке на палубу. Эта проблема оказалась весьма сложной, и решить с наскока ее не получилось. В принципе, флоту не привыкать тратить огромные суммы. F-14 «Томкэт», обладавший крылом с изменяемой стреловидностью, обошелся в копеечку флоту. И многие, кстати, с облегчением вздохнули, когда на смену F-14 пришел F/А-18.

Как доказала история F-22 в военно-воздушных силах, решение Военно-морского флота было правильным. Даже с неподвижными крыльями F-22 остается самым дорогим в эксплуатации самолетом.



В конце концов, легко понять, почему ВМС США решили не связываться с NATF-22. Это было бы сложно, дорого и, возможно, принесло лишь небольшое улучшение по сравнению с существующими истребителями ВМС США. Получилось так, что 186 сухопутных истребителей F-22 стали теми камнями, которые утащили на дно проект F-22 с крылом изменяемой стреловидностью.

Остается открытым вопрос, мог ли YF-23 быть лучше, чем F-22?

История противостояния началась в далеких уже 80-х годах прошлого столетия, когда в США начали работы над новым самолетом, способным открутить хвосты советским Су-27 и МиГ-29. Это были прекрасные машины того времени, и справиться с ними было весьма непросто. Тем более, что разрабатывались они именно для противодействия F-15 и F-16.


Конкурс, который был объявлен в США, был очень вкусным. Победитель должен был получить жирный контракт на 750 истребителей первой линии обороны от советских самолетов, которые заменили бы F-15.

К концу 1986 года для разработки концепций истребителей следующего поколения были выбраны две команды: «Northrop» объединилась с «McDonnell Douglas», а «Lockheed», «Boeing» и «General Dynamics» объединили свои усилия.

Как видно, фирмы не новички, к тому же «Локхид» и «Нортроп» уже имели собственный опыт разработки стелс-платформ для ВВС США.

«Локхид» создал первый в мире действующий самолет-«невидимку» F-117.


«Нортроп» проиграл «Локхиду» в том конкурсе, но продолжал работать над своей концепцией скрытности, пока она не превратилась в B-2 «Spirit», который остается на вооружении по сей день.


F-22 «Раптор» был довольно новаторским на вид, но дизайн YF-23 был вообще нетрадиционным. Как и F-22, он использовал ромбовидные крылья, чтобы уменьшить радиолокационную заметность, но его крылья и хвостовое оперение могло поразить любое воображение. Нос с надвинутой на него кабиной тоже был весьма эстетичен, а хвостовое оперение придавало истребителю впечатляющую маневренность, несмотря на то, что самолет не обладал управляемым вектором тяги.

Было построено всего два прототипа YF-23. Первый, получивший название «Черная вдова II», был полностью черным и приводился в действие парой двигателей «Пратт и Уитни», которые позволили самолету достичь скорости 1,43 Маха во время первого раунда испытаний в 1990 году.

Второй YF-23, окрашенный в серый цвет и получивший название «Серый призрак», летал на двигателях General Electric YF120, которые разогнали его до 1,6 Маха. YF-22 на тех же испытаниях показал 1,58 Маха.


Считается, что YF-23 мог летать на скорости больше, чем 2М. Данные засекречены, но утечки случаются. F-22 летает с максимальной скоростью 2,25М.

Кроме того, YF-23 оказался более скрытным, чем его конкурент. Но ради малозаметности «Нортроп» пришлось пожертвовать управляемым вектором тяги. Вместо этого разработчики использовали большие поверхности уникального V-образного хвоста YF-23, чтобы истребитель мог оказаться конкурентоспособным, несмотря на отсутствие управляемого вектора тяги.

И F-22 превзошел конкурента в маневренности, хотя по сути они были весьма схожи.

Сложно сказать, что более полезно, сверхманевренность и скорость против радиолокационной незаметности.

В конечном счете, несмотря на то, что YF-23 почти соответствовал F-22 в плане скорости и маневра, «Локхид» за явным преимуществом выиграл войну маркетинга.

Летчики-испытатели «Локхида» продемонстрировали способность самолета использовать большой угол атаки, запускали ракеты и выполняли маневры с вектором ускорения больше 9g, и все в таком духе.

Почему «Нортроп» не показал такой же цирк – сегодня сказать сложно. Их проект был не менее обещающим, тем более, что YF-23 имел и преимущества перед YF-22. Например, в плане дальности полета. Соединив воедино большую дальность полета и радиолокационную незаметность, YF-23 имел возможность летать в пространстве реального театра военных действий (где невозможно осуществить дозаправку) намного дальше и эффективнее, чем F-22.


Перед морским командованием США встал непростой выбор: скорость+маневр против дальности и скрытности. Победитель должен был сменить на боевом посту F-14.

И YF-23 «Нортропа», и YF-22 «Локхида» были боеспособными истребителями. И обе фирмы были признанными грандами авиастроения. В итоге мы знаем, кто стал победителем.

Другой вопрос, что уже в 1997 году пришло отрезвление. «Всего» 17 миллиардов долларов превышения бюджета – и в США поняли, что F-22 не так уж и хорош. Итоговая стоимость в 379,5 миллионов долларов за штуку подписала смертный приговор этому самолету.


Потому было построено всего 187 самолетов из 750 по программе.

Даже сегодня американцы считают F-22 самым боеспособным истребителем превосходства в воздухе на планете, но одновременно спокойно смотрят на то, как уменьшается количество самолетов, находящихся в строю ВВС США. И как F-22 уступает место F-35.

Да, возможно, «Раптор» действительно способен завоевать господство в небе любой страны. Совсем другой вопрос в том, что сегодня это пока не требуется. А когда реально встанет такая необходимость, это (в смысле, завоевание) можно будет осуществить более дешевым способом.

Например, выпустив тучу «Томагавков» по аэродромам противника. Что-то да долетит.

А «Раптор» подобен «Феррари» в российской деревне, километрах в 150 от райцентра. Можно на машине съездить за покупками в райцентр? Да, теоретически можно. Если позволят дороги. Ну и выйдет несколько дороговато по сравнению с «Ларгусом» (в этой роли F-15D). Но можно.

Так что истребитель пятого (четвертого по американской системе) поколения, созданный для завоевания превосходства в воздухе, остался без работы и представляет собой реально вымирающий вид. Тем более, что «старикашка» F-15D может проделать все то же самое, только в разы дешевле.

Мог ли теоретически F-23 избежать такого же перерасхода средств и ранней отставки? Невозможно сказать, но «Нортроп-Грумман» по-прежнему участвует в играх с самолетами-невидимками.

Сегодня компания вовсю работает над супербомбардировщиком В-21/В-3 «Рейдер», про который пока можно сказать, что это будет уникальный самолет, если не по ЛТХ, то по цене точно.

В итоге можно сделать только один вывод. Очень полезное умение сегодня – вовремя остановиться. Это делает честь американским и военным, и конструкторам. Сколько денег мог бы потребить проект морского «Си Раптора» или сухопутная версия F-23, подсчитать сложно. Но мы знаем, что в США деньги военного бюджета умеют осваивать и умеют очень лихо.


Потому посчитать сложно, но то, что YF-23 находится в музее, а F-22 на пути туда, говорит о том, что не все так плохо у американских военных, как хотелось бы.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх