На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир оружия

23 341 подписчик

Первый послевоенный советский БТР похож на немецкий

Уже в ходе Второй мировой войны всем участникам стало окончательно понятно, что пехота должна в первую очередь не топтать землю сапогами и ботинками, а максимально быстро передвигаться на местности, используя гусеничный или колесный транспорт. При этом желательно, чтобы этот транспорт мог своих пехотинцев еще и огнем поддержать в случае надобности. Так появился, по сути, первый советский бронетранспортер.

Серийный выпуск своего БТР немцы начали летом 1939 года.

В конце первой половины XX века законодателями моды в военном деле были, конечно же, немцы. Травмированная опытом Первой мировой войны Франция не уделяла надлежащего внимания реформированию своих вооруженных сил. Руководство Польши откровенно неадекватно оценивало свой потенциал, равно как и потенциал своих соседей, в результате чего принимало неверные решения в области комплектования и организации войск. Красная армия находилась в процессе реформирования, а потому также не успевала за стремительно развивающейся немецкой машиной.

Становилось понятно, что пехоте нужны колесные транспортные средства.

Интересной чертой начала Второй мировой войны стало столкновение идей командующих «стариков», занимавшие видные посты еще в Первую мировую и командующих новой волны. После польской кампании вермахта в Германии стало окончательно понятно, что исход новой войны будет решаться не в кровопролитных позиционных мясорубках, а в грамотном маневрировании. Тактика «Блицкрига» давала явно понять: армия должна быть моторизирована настолько хорошо, насколько это сможет позволить промышленность.

Американский БТР М3 появился в 1940 году и стал самым массовым БТР Второй мировой войны.

Хотя, конечно, о необходимости сажать пехоту на колеса немцы задумались еще до 1 сентября 1939. Колесно-гусеничный бронетранспортер «Ханомаг» был разработан в 1938 году. Серийный выпуск этой машины начался летом 1939 года, в результате чего ей было суждено стать одним из символов немецкого «Блицкрига». Уже в ходе Великой отечественной войны немецкие «Ханомаги» стали попадать в качестве трофейных транспортных средств в формирования Красной армии. Советское командование быстро оценило все прелести идеи моторизации пехоты. Разработать свой собственный полноценный бронетранспортер и насытить им стрелковые части непосредственно в ходе войны СССР не мог.

Советский БТР-152 появился уже после войны.

Другое дело, когда война закончилась. Опыт Второй мировой войны был учтен и осмыслен. В 1947 году началась разработка собственного колесного бронетранспортера для стрелковых частей. Проектов было несколько, однако наиболее удачным оказался БТР-152, созданный инженерами Завода имени Лихачева. Несложно догадаться, что в основу БТР легли узлы и агрегаты советского грузового автомобиля, а именно – ЗИЛ-151. Серийный выпуск БТР-152 продолжался с 1950 по 1955 год, после чего машина была заменена на более совершенные разработки.

Выпускали машину не очень долго.

Что до внешнего сходства с «Ханомагом», то удивляться здесь нечему: немецкая конструкция оказалась простой и удачной. Само собой, имеющие место сходства преимущественно внешние. Более того, если посмотреть на другие бронетранспортеры времен Второй мировой войны и начала холодной войны, то все они достаточно похожи. Стоит хотя бы взглянуть на американский колесно-гусеничный БТР М3. В основе первых БТР лежала достаточно простая идея о том, что это должен быть обвешанный броней и вспомогательным оружием грузовик с повышенной проходимостью.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх