На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир оружия

23 342 подписчика

Суета вокруг РД-180: финал или еще нет?


РД-180 / ©Роскосмос



Начало осени ознаменовалось большим шумом в прессе по поводу прекращения действия контракта на поставку в США российских ракетных двигателей РД-180. Многие СМИ высказались на тему того, что и как будут дальше делать американцы после того, как поставки РД-180 прекратятся.

Поставки прекращены? Откуда пошла информация?

Информацию об этом разместил сайт The Verge со ссылкой на исполнительного директора компании United Launch Alliance (совместное предприятие «Боинга» и «Локход-Мартина», занимающееся запуском космических аппаратов) Тори Бруно.

ULA к тому же является официальным подрядчиком у Пентагона. Правда, это особо ни о чем не говорит, SpaceX тоже подрядчик у этой структуры.

Интересно, но ни «Боинг», ни «Локхид-Мартин» не публиковали у себя никаких официальных заявлений на эту тему. Да и вообще, в американском сегменте по этой теме полнейшая тишина. Все профильные издания заполнила тема Афганистана и Байдена. Различной степени накала. Не до ракетных двигателей даже тем, кто должен был об этом писать.

Что касается The Verge, то этот сайт находится в третьей сотне по популярности в США. Но видимо, кто-то увидел эту публикацию, и, как обычно, пошла волна.

В принципе, ничего удивительного. Кто-то высказался на тему того, что США без РД-180 ничего не смогут, кто-то решил, что это очень невыгодно НПО «Энергомаш», который остался без такого источника дохода.

Истина как всегда где-то посередине.

На самом деле, что можно сказать по существу?

По существу, РД-180 действительно то, что о нем пишут, а именно крайне надежный и недорогой двигатель. За 20 лет использования которого не произошло ни одной аварии и катастрофы по вине самого двигателя.

По состоянию на 08 апреля 2021 года, то есть, более 20 лет с момента первого пуска РН «Атлас» с РД-180, из России в США было поставлено 116 двигателей. За 20 лет состоялось 92 пуска, все они признаны успешными.

С 2014 года отношения между Россией и США начали ухудшаться, двигатель неоднократно становился заложником политических игр, но целесообразность пересиливала амбиции и поставки продолжались. Соответственно, продолжались старты «Атласов» с военными спутниками в том числе.

Но в США начались активные работы по замене РД-180. В любом случае, стало понятно, что с российским двигателем надо что-то решать. Как бы РД-180 не был хорош, но само по себе его наличие в военных структурах США, а тем более, связанных с космосом, выглядело не очень вменяемо в глазах американцев.

Действительно пора было определиться, или Россия – потенциальный противник, или партнер по космическим программам.

Пока получается не очень, но работы, как говорится, идут в этом направлении.

Летом 2020 года ULA получила первый тестовый двигатель BE-4 производства «Blue Origin». ВЕ-4 призван заменить РД-180. Он отличается от российского двигателя, но суть в самом его наличии.

У американцев был еще запасной вариант с производством самого РД-180 по лицензии, они имеют право это делать до 2030 года. Однако, действительно нет никакого смысла пытаться наладить производство российского двигателя по лицензии, которая скоро закончится, лучше вложить деньги в свой двигатель. Так что здесь американцы действуют абсолютно логично и прагматично.

Суета вокруг РД-180: финал или еще нет?


16 апреля 2021 года Роскосмос сообщил об отправке в США последней партии из 6 двигателей РД-180.

Это не значит, что сотрудничеству конец. Но очень похоже на то, что американцы реализуют свою программу импортозамещения. Но – с определенной подстраховкой в виде товарного запаса из РД-180.

Если верить The Verge, то у «Боинга» и «Локхид-Мартина» на складах лежит около 30 двигателей. Как часто осуществляются в США запуски с помощью РН Atlas V – максимум, 5 раз в год. То есть, на таком запасе можно стартовать несколько лет. Очень разумно. За это время можно довести до ума ВЕ-4.

Естественно, сейчас многие говорят о том, что внедрение нового двигателя связано с определенными рисками, что ВЕ-4 будет хуже, чем РД-180, что вообще нет смысла менять РД-180, надо дружить с Россией и продолжать покупать РД-180. Но такое мнение идет в основном с нашей стороны.

У американцев мнение несколько отличается. Политически, экономически, они хотят, чтобы их продукцию выводили на орбиту «свои» ракеты. В принципе, это нормально для страны с такой патриотической накачкой. Отсюда вам и буйствования старины Маккейна, и иски от SpaseX.

Это нормально. Желание иметь свой двигатель, чтобы не зависеть (вариант – не кормить) от русских, да к тому же современный, со всеми этими экологическими штучками – это действительно нормально.

Другой вопрос, конечно, насколько эффективен будет ВЕ-4. Понятно, что рано или поздно, он начнет работать. Что-что, а строить двигатели американцы не разучились. Доделают и его. И на выходе будет и решение политических вопросов, раз так невтерпеж, и деньги не уйдут «на сторону», к потенциальному врагу. И двигатель будет американский и современный. Не +5% к тяге, конечно, но к самомнению точно.

РД-180 – прекрасный двигатель. Американцы убедились за 20 лет в его надежности и четкой работе. Но доводы от наших экспертов, что США лучше не ввязываться в разработку нового двигателя смотрятся просто несерьезно. К сожалению, многие наши СМИ просто призывают американцев деградировать. Это смотрится не очень красиво, тем более, что американцы все равно наше мнение не учитывают совершенно.

Действительно, зачем разрабатывать новые двигатели, ошибаясь, падая и вставая? Можно купить уже готовое и пользоваться им. До упора. Весь вопрос, когда этот упор настанет. Когда отношения между странами совсем ухудшаться или когда мы не сможем производить двигатель в необходимом качестве?

Запросто могут случиться обе ситуации. Но идти вперед, как показывает история, необходимо. Это называется прогресс. Технический и технологический.

Можно привести пример не из космической отрасли, а более приземленной. Почти 50 лет наш любимый «АвтоВАЗ» выпускает почти внедорожник «Нива». Почти в неизменном виде. С древним двигателем, архаичной КПП, неотключаемым полным приводом, опять же «суперсовременным» мостом и так далее. Опции этой машины умещаются на детской ладошке.

Как считалось, главное – цена и надежность. Остальное так… вторично. Потому «Ниву» сейчас на дорогах и вне их часто не увидеть, в отличие от более современных и комфортабельных конкурентов. Хотя какой конкурент из «Нивы»…

В космической отрасли у нас та же самая политика. Мы благополучно не стали работать ни над проектами межпланетных станций, ни над новыми кораблями, ни над новыми ракетами-носителями. С РН метания были определенные, но ни к чему пока не приведшие. У нас «на столе» остался древний «Союз», еще работы С.П. Королева и не менее древний «Протон». Этого было достаточно для организации системы космического извоза. Ключевое слово «было», потому что нас очень уверенно вышибают из этого сегмента более дешевые американские корабли многоразового использования.

Судя по тому, как тащили на орбиту древний же модель «Наука» для фактически уже списанной станции МКС, с орбитальным строительством у нас примерно как с межпланетными полетами.

Так что здесь все понятно. И стремление США максимально обезопасить себя в плане космических стартов от импортозависимости, и реакция многих наших СМИ, бросившихся наперегонки приговаривать всю американскую космическую программу при отказе от использования РД-180.

Да, РД-180 хорош. Но он используется только в одной ступени у двух ракет, «Атлас» 3 и 5. Которые летают 2-5 раз в год. Да, это прекрасная «рабочая лошадка», которая исправно 20 лет таскала на орбиту американские военные спутники. Тяжелые, заметим.

Но видимо, эпоха сотрудничества России и США в космосе подходит к своему закономерному окончанию и в самом недалеком будущем страны, по-видимому, просто расстыкуются и разойдутся каждый в свою сторону.

Конечно, неприятно понимать, что «Энергомаш» лишиться такого хорошего источника финансирования, как американские контракты. И что теперь в России определенная часть электората не сможет, надув щеки, гордо заявить, что «они на наших двигателях все выводят на орбиту!». И что наоборот, американцы будут гордиться тем, что избавились наконец-то от зависимости с русскими двигателями. Если в США вообще в курсе этого, кстати.

Скорее всего, там в курсе только те, кто совсем уж «в теме», как Илон Маск.

В любом случае, как бы не сложились ракетно-двигательные отношения между странами в дальнейшем, лучше бы нашим инженерам Роскосмоса подумать и прикинуть, где мы у себя сможем использовать РД-180. Говорят, это очень надежный и мощный двигатель… Удивительно, что у нас его нигде не используют.

А США пусть идут своим путем. Да, мы явно ничем не сможем им в этом помешать, стоит, наверное, больше подумать о своих будущих задачах и методах их выполнения.

А доллары… Ну надо попробовать обойтись без них. Тем более, что их все равно будет становиться все меньше.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх