На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир оружия

23 341 подписчик

Корейский истребитель KF-21 Boramae может потеснить на рынке Су-35


Первый летный образец KF-21 Boramae


9 апреля 2021 года в Сачхонe прошла официальная презентация полностью законченного летного образца перспективного истребителя Южной Кореи KF-21 Boramae. Многофункциональный истребитель, который наделен некоторыми возможностями истребителей пятого поколения, демонстрировали в штаб-квартире южнокорейской авиастроительной корпорации Korean Aerospace Industries (KAI).

Многообещающий проект ранее был известен под обозначением KF-X. Первый полет опытного образца нового истребителя, который сами корейцы относят к поколению 4++ (или как ещё его называют 4,5), должен состояться в начале 2022 года. В рамках презентации было раскрыто официальное обозначение нового истребителя KF-21 Boramae («Сокол»).

Важность презентации новинки подтверждает тот факт, что, помимо военных и представителей авиаконцерна, на презентации лично присутствовал президент Республики Корея Мун Чжэ Ин. Среди иностранных высокопоставленных гостей был министр обороны Индонезии Прабово Субианто. Индонезия вместе с Южной Кореей будут первыми заказчиками нового самолета. Индонезийские военные рассчитывают получить не менее двух десятков машин, ВВС Южной Кореи – около 140. При этом у самолета определенно будет экспортный потенциал, на что также рассчитывают в Сеуле.

Что известно о проекте KF-X


Программа создания собственного многофункционального истребителя появилась в Южной Корее ещё примерно в 2001 году. Проект был достаточно амбициозен, на первом этапе даже говорилось о создании боевого самолета 5-го поколения. Но истребитель трансформировался в модель «4++», так истребитель классифицируют сами корейцы. За разработку нового самолета отвечают ведущая авиастроительная компания страны Korea Aerospace Industries (KAI) и агентство оборонных разработок ADD – Agency for Defense Development Минобороны Южной Кореи.

Практическая реализация программы создания нового истребителя началась не ранее 2010 года. В декабре 2015 года компания KAI получила контракт на полномасштабную разработку истребителя, известного на тот момент под обозначением KF-X. Заключенный в 2015 году контракт предусматривает постройку 6 опытных летных прототипов и двух образцов для наземных испытаний. Именно с 2015 года работы по созданию нового истребителя достигли наибольшей степени продуктивности.


Презентация истребителя KF-21 Boramae

При этом важно понимать, что непосредственную поддержку Южной Корее в процессе создания собственного многофункционального истребителя оказывают США. Ведущая американская авиастроительная компания Lockheed Martin передела Республике Корея более 20 технологий, которые использовались при создании многофункционального истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35A.

При этом сам корейский истребитель KF-X своим внешним видом и аэродинамической моделью очень сильно напоминает другую разработку, в создании которой участвовала компания Lockheed Martin – первый в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor. Корейский истребитель выделяется чуть меньшими размерами. При этом перед нами по-прежнему одноместный двухдвигательный истребитель с разнесенным двойным килем и возможностью расположения вооружения во внутренних отсеках самолета.

Часть технологий США своим союзникам передать не смогли. К примеру, передача систем радиоэлектронной борьбы, АФАР-радара, оптико-электронных станций, была заблокирована американским правительством. Развивать данные технологии Сеулу пришлось самостоятельно, и в этом южнокорейские инженеры преуспели.

Окончательно технический облик перспективного истребителя был утвержден только в сентябре 2019 года. После чего на авиационном заводе в Сачхоне начался процесс строительства головного прототипа, который был показан общественности 9 апреля 2021 года.

Общая стоимость всей программы стала самой крупной за всю историю южнокорейских военных разработок. Затраты на проект создания собственного многофункционального истребителя оцениваются в 18,6 триллиона вон (примерно 16,6 миллиарда долларов), из которых непосредственно на НИОКР пошли 8,6 триллиона вон (примерно 7,7 миллиарда долларов). Остальные деньги планируется потратить на постройку серийных образцов.

Основной целью программы создания истребителя KF-21 Boramae было создание машины поколения 4++, которая может строиться массовой партией и по своим боевым возможностям превзойдет истребитель KF-16 (корейский вариант американского F-16). В ВВС Южной Кореи «Сокол» должен будет заменить многочисленные, по-прежнему остающиеся на вооружении, морально и физически устаревшие истребители F-4 Phantom II и F-5 Freedom Fighter/Tiger II.


Сравнение истребителей KF-21 Boramae и F-22 Raptor

Отчасти и массовостью может объясняться нежелание пока создавать истребитель пятого поколения. Машина получается не такой дорогой, что очень важно для серьезного обновления парка ВВС. Всего южнокорейские военные рассчитывают получить 40 самолетов до 2028 года. А к 2032 году их парк должен составить не менее 120 самолетов.

В качестве истребителя пятого поколения пока выбран американский F-35, которых планируется приобрести не менее 80 единиц, в том числе 20 в палубном варианте для оснащения первого корейского авианосца. Контракты на покупку были заключены в 2014 и 2020 годах.

Раскрытые технические характеристики KF-21 Boramae


Новый южнокорейский истребитель будет обладать достаточно высоким боевым потенциалам. Машина получит многие возможности истребителей пятого поколения. По заявлениям Agency for Defense Development, KF-21 Boramae (Сокол) – это многофункциональный истребитель поколения 4++ или 4,5. В модели реализованы и некоторые элементы технологии «стелс». Во многом благодаря технической помощи, которую оказывали американцы.

Целью программы по созданию нового многофункционального истребителя KF-21 Boramae было создание боевой машины, которая по показателю малозаметности превзошла бы истребители Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Скорее всего, эти показатели будут достигнуты. При этом южнокорейский истребитель будет уступать по данным параметрам Lockheed Martin F-35 Lightning II.

Изначально корейцы рассчитывали создать истребитель с внутренними отсеками для размещения вооружения. Но в какой-то момент от этого было решено отказаться. Этот факт определено не будет играть на руку малозаметности машины. Известно, что истребитель KF-21 Boramae получит 10 точек подвески вооружений. В том числе 4 полуутопленных точки подвески под фюзеляжем для размещения ракет «воздух-воздух» и шесть под крылом. Максимальная полезная нагрузка – 7700 кг.


Для борьбы с авиацией противника истребитель сможет использовать управляемые ракеты Meteor, IRIS-T и AIM-120. Последние версии американской управляемой ракеты средней дальности AIM-120 в состоянии поражать цели на удалении до 180 километров. Основным ударным средством самолета для действий по наземным целям должна стать ракета TAURUS KEPD с заявленной дальностью действия более 500 км.

Пока что известно лишь об одноместной версии истребителя. При этом не исключено появление двухместного варианта в учебно-боевом исполнении. Длина KF-21 Boramae составляет 16,9 метра, размах крыла – 11,2 метра, высота самолета – 4,7 метра. Заявленная максимальная взлетная масса составляет 25,4 тонны (это примерно на 10 тонн меньше, чем у Су-35 и на 5 тонн меньше, чем у F-35A). Максимальная скорость полета должна составить 1,9 числа Маха (примерно 2300 км/ч). Дальность полета – до 2,9 тысяч км.

Локализация самолета уже сейчас достигает 60–65 процентов. При этом в дальнейшем Южная Корея планирует улучшать данный показатель. Большая часть важнейших систем самолета уже сейчас разработана и производится Республикой Корея. В частности РЛС с активной фазированной антенной решёткой для KF-21 Boramae создана корейской компанией Hanwha Systems.

Самым иностранным элементом самолета на данный момент времени является силовая установка, представленная двумя американскими двигателями General Electric F414 с тягой 5900 кгс каждый (на форсаже 9900 кгс). Производством двигателей в Южной Корее займется компания Hanwha Techwin, которая планирует увеличивать уровень локализации комплектующих при их сборке.

Истребитель KF-21 Boramae может усложнить жизнь российскому экспорту


Корейцы с самого начала рассчитывали на экспортные возможности нового истребителя. Изначально партнером в проекте выступает Индонезия, которая должна была взять на себя 20 процентов расходов на разработку самолета. Из-за пандемии коронавируса сумма, полученная от Индонезии, сильно не дотягивает до заявленной. Так, по данным южнокорейских СМИ, Джакарта профинансировала работы на уровне 227,2 миллиарда вон при договоренности о вложении 831,6 миллиарда вон.

За участие в проекте Индонезия рассчитывает получить один экземпляр готового истребителя, а также всю техническую документацию по данному проекту и право собственной сборки самолета. Всего для нужд ВВС Индонезии планируется выпустить до 50 истребителей KF-21 Boramae. В ВВС Индонезии самолет может получить обозначение F-33.


Первый летный образец KF-21 Boramae

Стоит отметить, что появление данного истребителя определенно усложнит экспорт российских самолетов поколения 4++ в Индонезию, которая в настоящее время имеет в составе ВВС боевые самолеты российского, американского и корейского производства. В частности, в составе ВВС Индонезии имеются истребители Су-27СК и Су-27СКМ, а также Су-30МК и Су-30МК2.

Пожалуй, не стоит сомневаться в том, что промышленно развитой Южной Корее при помощи США удастся создать истребитель с хорошими летно-техническими и боевыми характеристиками. В то же время основной претензией к проекту на протяжении всего его существования является цена разработки. Критики проекта отмечают, что новый KF-21 Boramae может оказаться в два раза дороже топовых версий американского истребителя F-16, что может негативно сказаться на его экспортных возможностях.

Однако при благоприятном развитии событий, широкой локализации производства и выпуске крупными партиями, возможно, удастся снизить стоимость самолета. В таком случае машина определенно сможет составить конкуренцию российским истребителям Су-30 и Су-35 в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Особенно, если покупка российских истребителей будет сопряжена с угрозой возможных санкций со стороны США.

В этом плане история с Индонезией как раз выглядит наглядным примером того, что с российским экспортом вооружений в эту страну возникли трудности. Ранее летом 2020 года американские и индонезийские издания писали о том, что сделка между Россией и Индонезией от февраля 2018 года на поставку 11 истребителей Су-35 сорвалась из-за давления Вашингтона и угрозы американских санкций.
Автор:
Юферев Сергей
Использованы фотографии:
Все фото: официальный аккаунт ВВС Южной Кореи facebook.com/ROKArmedForces
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх