Польское авиастроение… обычно это повод для улыбок. Да, когда-то там поляки что-то такое пытались изобразить, но так как в Первую Мировую Польши еще не было, а во Вторую Мировую она закончилась очень быстро, то, соответственно, и говорить вроде бы не о чем.
Однако, поляки строили самолеты, и, что самое интересное, у них порой получалось.
Да, балкононосный «Зубр» не был шедевром, и «Карась» не являл собой совершенство, но вот кто скажет, что «Лось» был плохим самолетом?
Да, бомбардировщик не сыграл значительной роли в той войне, но, простите, и его ровесники СБ тоже в ВВС РККА закончились более чем быстро.
А как самолет «Лось» был не просто на мировом уровне, это был весьма прогрессивный самолет. И не его вина, что командование польской армии так быстро опустило руки и бросилось бежать из страны.
Итак, давайте посмотрим на «Лося», который был на удивление вполне современным. Моноплан, с убирающимся шасси, металлическая обшивка крыльев и фюзеляжа, закрытые кабины экипажа – чем не современный самолет для второй половины 30-х годов?
К моменту начала Второй Мировой войны, которая в Европе началась именно с нападения Германии на Польшу, о «Лосе» все, кому это было нужно, знали не понаслышке. Самолет успел побывать на двух авиационных выставках, в Белграде и Париже. На обеих «Лось» произвел впечатление своими характеристиками, и фирма PZL была завалена заказами.
Многие страны вполне ожидаемо захотели иметь на вооружении бомбардировщик, который летал со скоростью 445 км/ч и с бомбовой нагрузкой в 2500 кг. Такая машина позволяла решать многие задачи на поле боя, особенно учитывая тот момент, что в то время в мире было не очень много истребителей, способных догнать «Лося».
А уж в сравнении с бывшим на тот момент основным бомбардировщиком польских ВВС, голландским лицензионным вариантом Фоккера FVIIb-3m, это вообще был шедевр. И вполне логично было бы заменить старого медлительного трехмоторного голландца на вполне современный самолет с кучей новаций в конструкции.
И в фирме PZL («Panstwowe Zaklady Lotnicze») закипела работа.
Работы начались во второй половине 1934 года, а в 1936 году был готов первый летающий прототип. В качестве силовой установки выбрали 9-цилиндровую «звезду» воздушного охлаждения Бристоль «Пегас» ХIIВ мощностью 860 л. с. Винты были «Гамилькар-Стандарт». И двигатели, и винты выпускались в Польше по британской лицензии.
Стойки шасси убирались назад и в ниши гидравликой, хвостовой костыль скорости тоже заменили неубирающимся колесом. Стойки полностью не убирались, колеса выступали из ниш примерно наполовину. Считалось, так будет лучше при вынужденной посадке «на брюхо».
Самолет нес весьма приличное количество топлива, которое обеспечивало хорошую дальность полета. Топливо размещалось в двух баках по 118 л, размещенных в мотогондолах, в двух крыльевых баках по 242 л и одном фюзеляжном баке на 780 л за кабиной пилота.
Экипаж состоял из трех человек. Пилот, он же командир экипажа, штурман-бомбардир, место которого было в носовой части самолета, который обеспечивал прицеливание и сброс бомб, и стрелок-радист, который размещался в отдельной открытой кабине у задней кромки крыла.
Стрелок-радист должен был оборонять верхнюю и нижнюю полусферы при помощи двух пулеметов KW Wz.37 калибром 7,92-мм, в основе которого лежали модели фирмы «Браунинг». Пулеметы питались из дисков, запас патронов составлял 1700 штук.
Бомбоотсеки вмещали 2600 кг. Обычная загрузка состояла из 20 бомб весом 50 или 110 кг, но можно было подвесить 2 бомбы по 300 кг и оставшееся место заполнить мелкими осколочными бомбами по 10 кг.
1 июля 1936 года состоялся первый полет «Лося». Самолет не был лишен «детских» болезней и недостатков, но на фирме-изготовителе обещали все исправить в кратчайшее время. Действительно, основные недостатки были устранены и вскоре фирме PZL поступил официальный заказ на 30 бомбардировщиков с двигателями «Пегас» XIIB, получивших, кроме индекса Р.37А, собственное имя «Лось А».
Кабины летчика и стрелка расширили, двигатели установили более мощные, «Пегас» ХХ по 925 л.с., но главное – изменили форму оперения. Теперь оно стало двухкилевым. Это позволило решить сразу две проблемы: убрать нежелательные вибрации и улучшить обзор стрелку. Кроме того, добавили четвертого члена экипажа: стрелка к подфюзеляжной пулеметной установке. Это было очень разумно, один стрелок не мог одновременно защищать и верхнюю, и нижнюю полусферы.
Изменились стойки шасси: они стали двухколесными, но меньшего диаметра. Теперь можно было безопасно садиться при повреждении одного из колес. Кроме того, так как колеса стали меньшего диаметра, они полностью убирались в нишу, что благоприятно отразилось на аэродинамике и дало прирост скорости в 6 км/ч.
«Лось А» фактически стал прототипом серийного самолета, который получил индекс Р.З7В «Лось Б». Самолет пошел в серию и к 1939 году в ВВС Польши хотели иметь 30 единиц «Лось А» в качестве учебных и 150 единиц «Лось Б» в качестве основных средних бомбардировщиков.
Весной 1938 года была готова третья версия самолета, с французским мотором Гном-Рон 14N, и на его базе планировалось создание экспортных вариантов «Лось С» и «Лось Д».
В 1938 году началось поступление в строевые части. Первыми пошли в войска «Лось А» и «Лось А бис». Дебют самолет оказался обескураживающим: в течение двух месяцев разбились 9 самолетов. Причиной стала потеря управления, вызванная перебалансировкой руля направления. Руль изменили, и проблема была решена.
«Лось» оказался очень перспективной машиной, и в плане использования в польских ВВС, и в плане продаж всем желающим, которых оказалось немало. Работы над созданием экспортной версии велись постоянно, потому что заработать на удачной машине – это дело приятное. Польские ВВС все равно не купили бы много машин, так что почему не вооружить и соседей?
Рассматривались проекты самолета с моторами «Гном-Рон». «Лось С» планировали оснастить мотором G14N01 мощностью 957 л. с. Расчетная скорость с ними могла составить 460 км/ч. «Лось D» с двигателями «Гном-Рон» G-R 14N21 мощностью 1035 л. с. по расчетам мог разогнаться до фантастических на то время 490 км/ч.
Боевая дальность (расчетная) с бомбовой нагрузкой в 2200 кг этих самолетов составляла соответственно 1450 и 1600 км. А можно было и дальше! Если уменьшить количество бомб на борту до 1760 кг и взять дополнительный запас топлива в бак, установленный в бомбоотсеке, то цифры дальности действия увеличивались до 2600 и 2700 км соответственно.
В реальных условиях на испытаниях с моторами «Гном-Рон» 14N21 прототип P.37/III разогнали до скорости в 453 км/ч. Прекрасный результат для того времени, учитывая, что фактически ровесник «Лося», советский И-15бис выдавал 390 км/ч, а немецкий новейший Bf.109В около 460 км/ч.
И показы на салонах вкупе с результатами испытаний не заставили долго ждать заказчиков. Первыми могли бы стать испанцы, которые заказали 50 самолетов «Лось С», но в Испании началась Гражданская война и европейские страны ввели эмбарго на поставку вооружений. Контракт был расторгнут.
Зато в 1939 году процесс пошел.
Югославия заказала 10 самолетов версии «Д».
Болгария заказала 15 самолетов той же модификации.
Турция решила купить 10 самолетов и еще 15 собрать самостоятельно, по лицензии.
Румыния захотела 30 самолетов.
Греция заказала 12 бомбардировщиков.
Кроме того, лицензию на сборку захотели приобрести Финляндия, Бельгия, Дания и Эстония. Так как мощности польских заводов не позволяли выпускать «Лося» в таких количествах, лицензионное производство приветствовалось.
Понятно, что все планы рухнули 1 сентября 1939 года. И все договоры сгорели в огне начавшейся войны. Единственные, кто получил «Лосей», стали румынские ВВС. Но это были не те, что заказала Румыния, а польские самолеты, перелетевшие на территорию соседней страны.
Но и в самой Польше все было не совсем идеально в плане выпуска самолетов. Он явно отставал от графика, как сейчас принято говорить, «сдвигался вправо». На момент начала войны в частях находилось около 90 боеспособных самолетов.
Небольшой нюанс: «браунинговый» пулемет КМ Wz.37 до ума так и не довели, и было принято решение вооружать «Лосей» устаревшими, но освоенными пулеметами «Виккерс F» британской разработки.
Когда начались боевые действия, много самолетов находилось на различной стадии готовности на заводах в Мелеце и Варшаве, но война оказалась настолько скоротечной, что достроить их просто не успели.
К тому времени в ВВС Польши была сформирована учебная часть, где пилоты проходили подготовку, используя «Лось А» и «Лось А бис» первых выпусков.
Первые два дня войны "Лоси" к боевым вылетам не привлекались, находясь в резерве главнокомандования. Наконец, 3 сентября экипажи получили задание атаковать Кенигсберг. Вылет был отменен, и дебют Р.37 состоялся только на следующий день, 4 сентября 1939 года. Три девятки «Лосей» совершили два налета на немецкие части в районе Лодзи.
По данным польской стороны, немцы понесли значительный урон. В двух налетах было потеряно 7 самолетов, в основном от действий армейской ПВО. Еще две машины немцы сожгли в результате штурмовки аэродрома в Кучинах.
Поляки раз за разом совершали ту же ошибку, которую через неполных 2 года будут совершать командиры ВВС РККА: дневные налеты без истребительного прикрытия. «Мессершмитты» спокойно собирали жатву в небе Польши, а «Лоси» могли противопоставить только огонь единичных пулеметов винтовочного калибра.
Так пара «Мессеров» 6 сентября спокойно сбила три из шести «Лосей», летевших бомбить немцев под городом Радомско.
«Блицкриг» поразил не только польские части, он поразил и командование Войска Польского, которое плохо ориентировалось в обстановке и не могло толком определить направления нанесения ударов по наступающим немецким частям.
Польские летчики в такой обстановке продолжали вылетать с бомбами, хотя и было понятно, что все это бесполезно, и все сваливается в хаос поражения.
Последние боевые вылеты «Лоси» совершили 16 сентября, атаковав немцев под Хрубешувом и у Влодавы.
Всего за время той скоротечной войны польские бомбардировщики сбросили на немцев около 150 тонн бомб. Стрелки сбили шесть «Мессершмиттов». Потери «Лосей» на земле и в воздухе составили 24 самолета, сбитых в воздухе и 2 потеряны на земле. Очевидно, что такая разница более чем красноречиво свидетельствует о героизме польских летчиков, упорно вылетавших бомбить немцев без истребительного прикрытия. Да и собственная защита, скажем прямо, была никакая.
Два самолета оказались в СССР, тоже попали путем перелета. Вполне естественно, что «Лося» отправили в летно-исследовательский институт ВВС, где с ним тщательно ознакомились летчики-испытатели П.М. Стефановский, М.А. Нюхтиков и A.M. Хрипков, штурман П.И. Перевалов. Руководил испытаниями инженер М.И. Панюшкин.
В отчетах испытательной бригады было сказано, что «Р.37 ... отличается хорошей устойчивостью на всех режимах полета и допускает полет с полностью брошенным ручным управлением на режимах крейсерской скорости 270-280 км/ч. Техника пилотирования... проще, чем у самолета ДБ-3 и немного хуже, чем у СБ».
Летчики-испытатели отмечали прекрасную аэродинамику самолета. Именно благодаря ей «Лось» развивал скорость, равную скорости ДБ-3 и СБ. Однако, бомбовая нагрузка у польского самолета была значительно выше, чем у советских бомбардировщиков.
Кроме того, вся бомбовая нагрузка у Р.37 размещалась внутри фюзеляжа и не портила аэродинамику. Да, «Лось» не мог брать на борт бомбы свыше 300 кг. Но советские бомбардировщики если и несли бомбы весом в 500 кг, то на внешних подвесках. СБ нес две, одна могла быть помещена в бомбоотсек, ДБ-3 мог нести на внешней подвеске 3 бомбы по 500 кг или 1 в 1000 кг.
А подвеска бомб такого веса снаружи однозначно влекла за собой уменьшение скорости. Единственным недостатком Р.37 можно считать небольшую высотность, которая была обусловлена моторами «Пегас». Но у «Пегасов» были другие сильные стороны.
Если же сравнить Р.37 с немецкими Ju.88A-1 и Do.215B, которые были закуплены в Германии в 1940 году и исследовались в ЛНИИ ВВС и советскими СБ, то можно с уверенностью сказать, что Р.37 был с ними на одном уровне.
Обладая примерно равными возможностями оборонительного вооружения, по бомбовой нагрузке и дальности полета Р-37 превосходил всех. Моторы «пегас» хоть и не обладали большой высотностью, зато были на редкость живучими и более надежными, чем немецкие моторы жидкостного охлаждения.
Фактически, у Ju.88А1 было одно, но весьма значительное преимущество: самолет умел бомбить с пикирования, и делать это очень точно. В остальном «Лось» был ничуть не хуже.
Следует признать, что «Лось» оказался весьма приличной боевой машиной с впечатляющим потенциалом для развития.
Когда Польша капитулировала, на аэродромах Румынии оказалось больше 200 самолетов польских ВВС. Среди этого количества находилось 30 Р.37, 29 единиц «Лось В» и 1 «Лось А». Польские летчики были переправлены в Иран, в британскую миссию на Ближнем Востоке, а самолеты румыны, вполне ожидаемо, оставили себе.
Карьера «Лося» у румын не то чтобы не задалась, скорее, она пошла ожидаемо. Самолетами оснастили две эскадрильи, и румынские пилоты начали осваивать новую технику. Четыре самолета румыны гробанули в катастрофах и еще четыре разбили вчистую при вынужденных посадках.
Конечно, самолеты достались румынам с изрядно выработанным ресурсом, но и «мастерство» румынских пилотов не стоит сбрасывать со счетов. В общем, румынские экипажи «Лосей» считали себя «командой самоубийц» не даром. У них получалось.
Премьера «Лосей» за румынские ВВС состоялась 22 июня 1941 года, когда девять Р.37 с желтыми опознавательными крестами полетели бомбить советские корабли в Одессе.
Не получилось. На перехват румынских самолетов были подняты три И-153 и четырнадцать И-15бис ВВС Черноморского флота. Советские истребители сбили пять «Лосей», остальные смогли уйти. Наши летчики потерь не имели.
В целом румыны продолжали налеты на Одессу, пользуясь тем, что советская авиация вела себя более чем пассивно, не оправившись от потерь первых дней, эффективность применения была ниже средней. Потери румынские ВВС несли не столько от действий ВВС РККА или ПВО, сколько от того, что отсутствовали запасные части для самолетов. А потому уже в октябре 1941 года все «Лоси» были отозваны обратно в Румынию.
Половина оставшихся самолетов была элементарно разобрана на запчасти для поддержания в боевом состоянии другой половины самолетов.
О «Лосях» вспомнили еще раз, когда до границ Румынии дошла Красная армия и дело запахло керосином. Но после нескольких боевых вылетов, сопровождаемых техническими проблемами, «Лоси» окончательно были сняты с вооружения и переданы в учебные части.
В целом, история бомбардировщика Р.37 «Лось» весьма печальна по сути своей. Творение конструктора Иржи Добровского было передовым в 1935 году, устаревшим в 1941-м и окончательно превратилось в историческую авиарухлядь через 10 лет после первого полета.
Между тем, этот самолет на некоторое время стал даже ориентиром для многих конструкторов в плане подхода к принципам создания современных бомбардировщиков. Его скоростные качества и главное – дальность и количество бомбовой нагрузки.
Так что Р-37 – это самолет, который являл собой этап в развитии бомбардировочной авиации не только Европы, но и мира. Он мог бы стать весьма и весьма удачным самолетом своего времени, но ему не повезло. Потому в истории его место – это лучший бомбардировщик, созданный в Польше.
ЛТХ P-37B
Размах крыла, м: 17,93
Длина, м: 12,92
Высота, м: 5,10
Площадь крыла, кв.м: 53,51
Масса, кг
- пустого самолета: 4 280
- нормальная взлетная: 8 580
Двигатели: 2 х Bristol Pegasus XX х 925 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 430
Крейсерская скорость, км/ч: 348
Практическая дальность, км
- с максимальной загрузкой: 1500
- максимальная: 2600
Cкороподъемность, м/мин: 285
Практический потолок, м: 7 000
Экипаж, чел: 4
Вооружение: три пулемета калибра 7,7- мм в носовой, надфюзеляжной и подфюзеляжной позициях;
Бомбовая нагрузка - до 3000 кг