На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир оружия

23 339 подписчиков

Сверхмалые подлодки семейства «Тритон»

Сверхмалые подлодки семейства «Тритон»

 

Носитель водолазов "Тритон" на транспортировочной тележке. Фото Deepstorm.ru



В 1957 г. в нашей стране начались работы по созданию т.н. групповых подводных носителей – сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) семейства «Тритон». Такая техника предназначалась для боевых пловцов и должна была обеспечивать патрулирование, выполнение разведывательно-диверсионных операций и т.

д. За несколько лет в рамках этого семейства создали три типа техники.

Первый «Тритон»


История семейства «Тритон» начинается в 1957 г., когда профильные НИИ министерства обороны начали проработку облика перспективных средств передвижения водолазов. В апреле следующего года ленинградское ЦКБ-50 получило заказ на создание носителя водолазов «НВ». Уже в августе на Каспийском море прошли испытания опытного «НВ», по результатам которых проект продолжили. Тогда же появился шифр «Тритон».

Испытания и доводка «Тритона» продолжались до конца 1959 г., после чего его приняли на вооружение и поставили в серийное производство. Достаточно быстро НВ «Тритон» поступили в распоряжение спецчастей всех флотов и были освоены личным составом. В ходе различных учений боевые пловцы неоднократно показывали все преимущества такой техники. Она облегчала патрулирование, выход в заданный район с грузом и т.д.

 

"Тритон-1М" на суше. Фото Russianarms.ru


«Тритон» отличался крайней простотой конструкции. Он имел цилиндрический легкий корпус с герметичными носовым и кормовым отсеками. В носу находилась батарея аккумуляторов Т-7, в корме – электродвигатель мощностью 2 л.с. с винтом в поворотном кольцевом насадке. Центральный отсек предназначался для двух водолазов в гидрокостюмах и с аквалангами. Отсек выполнили «мокрым» и прикрыли легким прозрачным фонарем.

Длина «Тритона» составляла 5,5 м при диаметре 700 мм. Масса – 750 кг. Подводная скорость не превышала 2,3-2,5 узла, дальность – 8-10 морских миль. Глубина погружения ограничивалась 35-40 м и зависела от физических возможностей водолазов. СМПЛ / НВ нового типа могла доставлять в заданный район двух водолазов и небольшие грузы, такие как мины для проведения диверсий.

Проект 907


Новый этап работ начался в 1966 г. и велись в Центральном проектном бюро «Волна». Первым их руководителем был Я.Е. Евграфов. Параллельно велась разработка двух проектов – «907» и «908» с разными техническими особенностями и возможностями. Их реализовали и довели до производства почти одновременно.

Эскизный вариант пр. 907 «Тритон-1М» был готов в 1968 г. Технический проект завершили в 1970-м, после чего ленинградский Ново-Адмиралтейский завод (ныне «Адмиралтейские верфи») приступил к строительству головной лодки. Испытания новой СМПЛ стартовали в 1972 г. и продолжались несколько месяцев. После этого завод получил заказ на серийное строительство. ВМФ пожелал получить 32 единицы новой техники.

 

Схема подлодки. Рисунок Russianarms.ru


Лодка «Тритон-1М» строилась в каплевидном непрочном корпусе, разделенном на отсеки разного назначения. Носовая часть корпуса вмещала двухместную кабину для водолазов «мокрого» типа, прикрытую прозрачным фонарем. В распоряжении экипажа имелись гидроакустическая станция МГВ-3, средства навигации, автомат движения по курсу и радиостанция.

Центральный герметичный отсек вмещал серебряно-цинковые батареи СЦ-300; в «сухой» корме установили электродвигатель П32М мощностью 4,6 л.с. Двигатель вращал винт в поворотной кольцевой насадке, обеспечивавшей управление по курсу.

СМПЛ длиной 5 м и шириной/высотой менее 1,4 м имел полное водоизмещение 3,7 т. Маломощный двигатель обеспечивал разгон до 6 узлов, батареи давали дальность хода в 35 миль. Глубина погружения осталась на уровне 40 м. Автономность при работе ограничивалась 7,5 часа. При необходимости «Тритон-1М» мог оставаться на грунте до 10 суток, после чего продолжать движение.

Проект 908


Вместе с «Тритоном-1М» в ЦПБ «Волна» создавался более крупный подводный аппарат пр. 908 «Тритон-2». За счет увеличенных размеров он должен был перевозить большее количество пловцов. Кроме того, удалось получить более высокие ходовые характеристик и иные преимущества перед менее крупными СМПЛ.

 

Приборная панель в кабине. Фото Zonwar.ru


Макетный образец будущего «Тритона-2» построили в 1969 г на заводе «Красный металлист». Проектные работы завершились в 1970 г., и в следующем 1971-м полная документация отправилась на Ново-Адмиралтейский завод. Более крупная и сложная подлодка строилась достаточно долго, испытания начались только в 1974 г. После их завершения началось серийное производство.

«Тритон-2» внешне походил на «обычную» подлодку: предусматривался легкий корпус большего удлинения с выраженной надстройкой и небольшой рубкой. Носовой отсек корпуса с постом экипажа выполнялся прочным, за ним разместили герметизированный приборный отсек с аккумуляторной ямой. Корму отдали под прочный отсек для водолазов и объем для электродвигателя.

Интересной особенностью пр. 908 было наличие прочных герметичных отсеков для водолазов. Носовой отсек являлся кабиной экипажа и вмещал двух человек со снаряжением, в кормовом имелось четыре места. Две кабины при погружении заполнялись водой и герметизировались. Вне зависимости от глубины погружения, водолазы испытывали постоянное минимальное давление. Люки в верхней части позволяли выходить из лодки и возвращаться на борт. В распоряжении экипажа имелись гидроакустические станции МГВ-11 и МГВ-6В, а также навигационный комплекс с необходимыми приборами.

 

СМПЛ "Тритон-2" на транспортировочном прицепе и ее экипаж. Фото Russianarms.ru


Длина «Тритона-2» достигала 9,5 м при ширине ок. 1,9 м. Полное водоизмещение – 15,5 т. Электродвигатель П41М мощностью 11 л.с. и винт в насадке обеспечивали скорость до 5,5 узла. Дальность плавания – 60 миль, автономность – 12 ч.

Серийное производство


В 1958 г. завод №3 в Гатчине построил два опытных «Тритона» первой версии. В 1960-м заложили первую серийную лодку. Строительство серии продолжалось до 1964 г. В общей сложности собрали 18 ед. техники, включая прототипы. Их передали заказчику в 1961-65 гг.

Через несколько лет началось строительство улучшенных СМПЛ пр. 907. Первые два «Тритона-1М» вошли в состав ВМФ СССР 30 июня 1973 г. Затем имел место некоторый перерыв, после чего началось массовое строительство с регулярной сдачей техники заказчику, причем в значительных количествах. Так, в декабре 1975 г. флоту передали сразу семь подлодок.

Строительство СМПЛ пр. 907 продолжалось до середины 1980 г. В августе заказчик принял последнюю партию из шести единиц. В общей сложности было построено 32 «Тритона-1М». Лодки отправились служить в составе всех основных флотов ВМФ СССР. Им присваивались бортовые номера вида «В-482», «В-526» и т.д., без сплошной нумерации.

 

Схема лодки пр. 908. 1 - моторный отсек; 2 - кормовая кабина; 3 - аккумуляторы; 4 - приборный отсек; 5 - кабина экипажа; 6 - системы управления; 7 - гидроакустическая станция. Рисунок Russianarms.ru


Головной «Тритон-2» достроили в 1972 г., а испытания продолжались до 1975-го. Проверки и доводка заняли достаточно много времени, из-за чего следующую СМПЛ спустили на воду только в 1979 г. Годом позже она пополнила состав флота. В 1980-85 гг. со стапелей сошла дюжина лодок. Готовую продукцию принимали парами; соответствующие мероприятия проходили нерегулярно, с промежутками в несколько месяцев.

В общей сложности построили 13 СМПЛ пр. 908 – одну головную и 12 серийных. Поступив в состав всех основных флотов, лодки получили бортовые номера от В-485 до В-554. Нумерация вновь не была сплошной, а диапазоны номеров СМПЛ двух типов перекрывались.

«Тритоны» на службе


Сверхмалые подлодки трех проектов предназначались для транспортировки боевых пловцов – с целью обеспечения решения широкого круга задач. С помощью такой техники водолазы должны были выполнять патрулирование охраняемых акваторий портов и рейдов, выполнять охрану районов от боевых пловцов противника, проводить обследование морского дна и обеспечивать обслуживание подводных сооружений. Кроме того, «Тритоны» могли использоваться в разведывательных и диверсионных операциях для доставки и эвакуации личного состава.

В зависимости от характера операции, «Тритоны» могли действовать самостоятельно или с судном-носителем. В первом случае обеспечивалась только работа возле пункта базирования, а носитель мог доставить СМПЛ в любой заданный район.

 

Подлодка-памятник в г. Владивосток. Фото Wikimedia Commons


К сожалению, ввиду особого характера службы боевых пловцов и их техники, подробные сведения об эксплуатации СМПЛ «Тритон», а также пр.907 и 908 отсутствуют. Можно лишь предполагать, что такая техника не простаивала без дела и постоянно эксплуатировалась – в первую очередь, с целью охраны акваторий.

По известным данным, активная эксплуатация лодок «Тритон» продолжалась до середины семидесятых годов, когда появились более новые и удачные образцы. Непосредственной заменой для них стали СМПЛ «Тритон-1М». Они оставались в строю до рубежа восьмидесятых-девяностых годов. В этот период, ввиду выработки ресурса и недостатка финансов, флот был вынужден списать все или почти все такие СМПЛ. Впрочем, по некоторым данным, отдельные экземпляры продолжали службу едва ли не до двухтысячных годов. «Тритоны-1М» могли сохраниться в составе флотов России, Украины и Азербайджана.

«Тритон-2» использовались дольше, до конца девяностых. Однако специфическая обстановка в вооруженных силах и выработка ресурса сделали свое дело, и лодки пришлось списать. Не исключается возможность сохранения отдельных СМПЛ в составе флотов трех стран, хотя это маловероятно.

 

Осовремененный вариант пр. 907. Графика СПМБМ "Малахит" / malachite-spb.ru


Насколько известно, носители водолазов «Тритон» не сохранились. Большая часть списанных СМПЛ «Тритон-1М» тоже пошла на утилизацию, но уцелело не менее 7 ед., сейчас они являются памятниками или находятся в музеях. Возможно, в будущем число таких образцов увеличится. Также экспонатами и памятниками стали 5 ед. «Тритон-2». Часть лодок-памятников доступна для общественности, другие находятся на закрытых территориях.

Перспективы направления


В 1974 г. ЦПБ «Волна» вошло в состав вновь образованного СПМБМ «Малахит», и эта организация занялась конструкторским сопровождением «Тритонов» двух типов. В новейшее время «Малахит» продолжил развитие направления и предлагает заказчикам два варианта модернизированных СМПЛ.

Современный проект 09070 «Тритон-1» предусматривает доработку базового пр. 907 с перестройкой исходной конструкции и применением современных компонентов. В частности, использованы более компактные аккумуляторы и электродвигатель. Улучшенный вариант лодки пр. 09080 «Тритон-2» отличается иной компоновкой аккумуляторных и обитаемых отсеков, а также применением современных агрегатов.

 

Вариант развития пр. 908. Графика СПМБМ "Малахит" / malachite-spb.ru


Материалы по новым пр. 09070 и 09080 регулярно появлялись на различных выставках, но сведения о реальных заказах пока отсутствуют. Вероятно, СМПЛ не привлекают внимания потенциальных покупателей.

Хотя «Тритоны» первых трех проектов были списаны и в основном утилизированы, спецчасти ВМФ не остались без особой техники. В начале прошлого десятилетия на вооружение поступил новый погружающийся катер-носитель водолазов пр. 21310 «Тритон-НН» разработки ЦКБ «Лазурит». В отличие от предшественников, он сочетает качества подлодки и скоростного надводного судна. Кроме того, катер несет набор различного современного оборудования. Таким образом, развитие направления носителей водолазов / сверхмалых подлодок продолжается, но теперь в его основе лежат принципиально новые идеи.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх