На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир оружия

23 338 подписчиков

"Она внутри ордера!" Чего экипажи авианосцев США боятся больше всего

Авианосные ударные группы движутся под прикрытием десятков кораблей, самолетов и субмарин, готовых ежесекундно встать на защиту флагмана. Любого противника обнаружат и уничтожат задолго до того, как он приблизится к ордеру (походному или боевому построению кораблей) на расстояние пуска ракет или торпед, уверяют эксперты Пентагона.

Однако советские подводники и российские летчики не раз доказывали, что это не так.

Тринадцать часов

Атомные подлодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 675 относились к первому поколению советских АПЛ и, мягко говоря, не отличались малошумностью. Американцы презрительно называли их "ревущими коровами". Гидроакустики засекали подобные цели за сто миль. Вроде бы такой субмарине подкрасться к авианосцу незамеченной совершенно нереально. Но, как выяснилось, для советских подводников нет ничего невозможного.

В 1968-м АПЛ К-10, находившаяся в автономном походе в Южно-Китайском море, получила приказ перехватить соединение ВМС США во главе с авианосцем "Энтерпрайз" — мощнейшим на тот момент в мире, с ядерной силовой установкой. Он нес 90 самолетов на борту и шел под прикрытием ракетного крейсера "Лонг Бич", фрегатов "Бейнбридж" и "Траксан", а также нескольких эсминцев.

Авианосец Enterprise ("Энтерпрайз")

К-10 находилась на расстоянии 1500 километров от авианосной группы. Причем уточнить координаты не удалось — из-за сильного шторма авиация Тихоокеанского флота укрылась на базах. Подлодка отправилась в поиск практически вслепую и обнаружила цель во многом благодаря мощному тайфуну "Диана", разыгравшемуся в районе маневров. Радисты засекли в эфире переговоры американских моряков, на все лады проклинавших непогоду. А вскоре акустики услышали в гидрофонах звуки гидролокаторов "Энтерпрайза", и К-10 вышла на рубеж ракетной атаки.

Но всплыть для пуска ракет не получилось — высокие волны могли разрушить пусковые контейнеры. Командир К-10 капитан второго ранга Николай Иванов принял решение занять позицию для торпедной атаки. На минимальном ходу лодка прокралась внутрь ордера и затаилась прямо под днищем "Энтерпрайза". Прикрываясь шумом винтов огромного корабля, К-10 сопровождала ударное соединение тринадцать часов. За это время экипаж отработал учебные торпедные пуски по всем вымпелам ордера и снял их акустические профили.

Затем К-10 осторожно покинула боевой порядок американского соединения и уже с дистанции провела учебную ракетную атаку. В случае реальной войны все корабли были бы уничтожены конвенциональными торпедами или ядерным ударом. Выполнив боевую задачу, К-10 незамеченной оторвалась от авианосной группы и вернулась на базу.

Не уйти от погони

АПЛ К-162 второго поколения была единственным представителем проекта 661 "Анчар" и самой быстрой подводной лодкой в мире: могла идти со скоростью 44 узла (82 километра в час). Крест на проекте поставила его стоимость, за которую К-162 прозвали "золотой рыбкой". Но даже эта единственная лодка успела серьезно потрепать нервы вероятному противнику.

Атомная подводная лодка К-162 (известная позднее также как К-222) на испытаниях

С 25 сентября 1971-го К-162 находилась в Атлантическом океане. В это время из Средиземного моря на базу в Майами возвращалась авианосная ударная группа во главе с гордостью ВМС США суперавианосцем "Саратога". Курсы АУГ и советской АПЛ пересеклись в октябре. Благодаря легкому шторму К-162 обнаружила корабли раньше, чем ее засекли американские гидроакустики. А когда наконец им это удалось, в ордере началась паника.

"Золотая рыбка" двигалась так быстро, что американцы не сомневались: им на хвост села не одна советская субмарина, а целая "волчья стая". Когда подлодка появлялась в другом квадрате, ее принимали за новую цель. Попытки отогнать субмарину успехом не увенчались: она возникала то с левого борта "Саратоги", то с правого.

Авианосец с максимальным ходом в 35 узлов не мог оторваться от преследователя чисто физически. Во время многочасовой погони советская подлодка отработала учебные торпедные атаки и несколько раз выходила на выгодный курс для пуска противокорабельных ракет "Аметист". Условно отыграв все мыслимые и немыслимые сценарии, К-162 отстала от ордера и ушла решать другие задачи.

Столкновение в море

Торпедная АПЛ К-314 проекта 671 "Ерш" отправилась в автономное плавание в Японское море 10 марта 1984-го. Цель похода — наблюдение за американским авианосцем "Китти Хоук", который во главе 7-го флота США проводил учения Team Spirit-84 с кораблями южнокорейских ВМС неподалеку от территориальных вод СССР. Вскоре К-314 обнаружила авианосную группу и незамеченной проникла внутрь ордера.

Лодку засекли лишь спустя семь суток. Все это время экипаж изучал корабли ордера, слушал шумы и держался поблизости от авианосца. Когда американцы поняли, что за ними следят, авианосец "Китти Хоук" спешно ушел в территориальные воды Южной Кореи, а К-314 осталась ждать, продолжив поиск.

Американский штурмовик F/A-18 Hornet взлетает с палубы авианосца "Китти Хоук" в Персидском заливе. 21 марта 2003

Вечером 21 марта советские гидроакустики услышали странные шумы. Поднявшись на перископную глубину, командир Владимир Евсиенко увидел авианосную ударную группу всего в 20-30 кабельтовых от К-314. Он дал команду на срочное погружение, но "Китти Хоук", следовавший с выключенными ходовыми огнями и скоростью около 30 километров в час, столкнулся с атомоходом. У К-314 были повреждены винт и стабилизатор, но лодка ушла своим ходом. Позже ее отбуксировали в бухту Чажма (50 километров от Владивостока).

"Китти Хоук" получил 40-метровую пробоину ниже ватерлинии. К счастью, обошлось без жертв. Авианосец отправили на ремонт на военно-морскую базу Субик-Бей на Филиппинах. Это происшествие активно обсуждалось в американской прессе. В частности, военных упрекали за то, что советская АПЛ смогла так близко подкрасться к ударной группе.

Сфотографировать и уйти

Неоднократно отличались в противостоянии с американскими авианосцами и летчики. В октябре 2000-го разведчик Ил-38 обнаружил в Японском море все тот же "Китти Хоук", шедший с эскортом в сторону Южной Кореи.

Фронтовые бомбардировщики СУ-24 М совершают полет на сводной тренировке динамического показа боевых возможностей вооружения и военной техники с авиацией в рамках предстоящего Международного военно-технического форума "Армия-2019" в парке "Патриот"

Американцы двигались как на параде, ведь ВВС России в то время крайне редко вылетали на перехват таких целей из-за нехватки топлива. Однако командование Тихоокеанского флота совместно с Дальневосточной армией ВВС и ПВО решило "взбодрить" вероятного противника и разработало план условного уничтожения авианосца. Пока он принимал топливо с танкеров, в воздух поднялись два самолета-разведчика Су-24МР и два многоцелевых истребителя Су-27 прикрытия, которые взяли курс на экскадру.

Летчики шли на предельно малой высоте, чтобы не "светиться" на радарах. Их появление стало полной неожиданностью. Моряки начали спешно рубить топливные шланги и расчищать палубу для своей авиации. Российские самолеты дважды прошли над "Китти Хоук", проведя детальную аэрофотосъемку. Американцы подняли в воздух собственные истребители лишь спустя полчаса.

Андрей Коц 

https://ria.ru/20200131/156379...

Картина дня

наверх