На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир оружия

23 340 подписчиков

Проект EMAV. Многоцелевой робот для Корпуса морской пехоты США


Платформы EMAV на испытаниях во 2-й дивизии морской пехоты, июнь 2021 г.


По заказу Корпуса морской пехоты США ведется разработка многоцелевого робототехнического комплекса EMAV. В рамках этого проекта компания Pratt Millet и смежные организации должны создать универсальную роботизированную платформу и разные варианты целевой нагрузки. Несколько таких вариантов EMAV уже демонстрируются и испытываются. В частности, до полигона дошли боевые модификации.

Робот для морпехов


Сухопутные войска США активно изучают тему перспективных РТК многоцелевого и боевого назначения, и для них уже разрабатывается целый ряд проектов. КМП не желает оставаться в стороне, из-за чего несколько лет назад стартовала программа Expeditionary Modular Autonomous Vehicle («Экспедиционное модульное автономное транспортное средство»). Ее целью является создание РТК, соответствующего нуждам и пожеланиям морской пехоты.

Согласно техническому заданию, РТК EMAV должен представлять собой гусеничную платформу с возможностью установки различных приборов и устройств. Габариты и масса как платформы, так и машин на ее базе должны соответствовать грузовым возможностям вертолета CH-47 и конвертоплана V-22.


Победителем ранних стадий программы EMAV стала компания Pratt Miller, имеющая значительный опыт в области транспорта и автоматизации. Ей доверена разработка базовой платформы комплекса и общая интеграция систем. На правах поставщиков отдельных агрегатов, в т.ч. крупных модулей разного назначения, к проекту привлечены другие организации. К примеру, в разработке боевого робота задействованы Northrop Grumman, Rafael и Oshkosh.

Основные конструкторские работы уже завершены, и в прошлом году на испытания вышел первый опытный образец новой платформы. Сейчас испытания проходят уже несколько машин. Проверяются их возможности в разных ролях и с разным оснащением.

Универсальная платформа


Платформа EMAV представляет собой гусеничное шасси размером с легковой автомобиль. Используется прямоугольный незащищенный корпус с плоской крышей, имеющей посадочные места для дополнительного оборудования. Ключевые агрегаты силовой установки и систем управления помещены внутри корпуса. При этом в передней и задней части машины имеются камеры и лидары внешнего монтажа.


Штатный пульт управления

EMAV оснащается гибридной силовой установкой на основе дизель-генератора, аккумуляторов и тяговых электромоторов. В зависимости от текущих потребностей, машина может двигаться за счет дизеля или только с использованием аккумуляторов. В последнем случае, как утверждается, обеспечивается почти бесшумная езда. Ходовая часть включает по пять опорных катков с индивидуальной подвеской на каждый борт. Используется сплошная резиновая гусеница.

Собственная масса платформы составляет 6800 фунтов (менее 3,1 т). Полезная нагрузка может достигать 7200 фунтов (3,27 т). Полная масса РТК – до 6,35 т. Гибридная энергоустановка позволяет при полной массе развивать скорость до 45 миль/ч (более 70 км/ч), а также преодолевать различные препятствия. В целом по подвижности EMAV не уступает значительной части «пилотируемых» гусеничных машин.

Платформа оснащена средствами технического зрения и системой управления с несколькими режимами работы. EMAV может ездить и использовать целевое оборудование по командам оператора. Также предусмотрен режим автономной работы с выполнением поставленной задачи. Пока сообщается только о возможности прохождения заданного маршрута, но в дальнейшем возможно и самостоятельное решение задач.


Перевозка условного раненого

Для управления используется переносная операторская станция. В руках оператора находится пульт с сенсорными экранами, а на спине размещаются блок обработки данных и средства связи. Принципы управления достаточно просты, что ускоряет процесс подготовки операторов. Так, на освоение базовых приемов вождения платформы требуется всего несколько дней.

Под разные задачи


В ходе первых этапов испытаний изделия EMAV были установлены ходовые характеристики. Кроме того, опробовали перспективные системы управления на разных режимах. Позже начались новые тесты, в т.ч. с имитацией решения реальных задач на условном поле боя.

В январе и феврале этого года платформа с пулеметным боевым модулем CROWS и легким БПЛА продемонстрировала свою способность вести разведку и осуществлять огневую поддержку. EMAV обеспечивала наблюдение, поиск целей и их последующее поражение. В другом эксперименте на машину установили пусковое устройство удлиненного инженерного заряда. РТК доставил его в нужную точку и расчистил проход через минное поле.


Разведывательный вариант с модулем CROWS и БПЛА

В начале лета состоялась проверка транспортных возможностей платформы, причем с участием достаточно сложного груза – условных раненых. Для этого на крыше гусеничной машины установили обычные армейские носилки. Опытная техника вышла на условное поле боя и обеспечила эвакуацию раненых в тыл. Сама перевозка не вызвала затруднений, однако для погрузки пострадавших требовалась помощь человека.

На днях показали новый вариант РТК с разведывательно-боевыми функциями. В такой конфигурации шасси получает дополнительные элементы защиты. Кроме того, использован боевой модуль Medium Caliber Weapon System (MCWS) совместной разработки Rafael, Oshkosh и Pratt Miller. Он оснащен 30-мм пушкой XM810 и спаренным пулеметом на стабилизированной установке, несет оптико-электронные средства и метеодатчики, а также защищен дымовыми гранатометами.

Вполне вероятно, что в ближайшем будущем Pratt Miller совместно с другими организациями предложит и иные конфигурации перспективного РТК. В первую очередь, следует ожидать внедрение новых боевых модулей с пулеметным или пушечным вооружением, т.к. проекты такого рода получают повышенное внимание Пентагона. Впрочем, платформу EMAV могут оснастить и иным оборудованием.


EMAV с боевым модулем MCWS

Перспективы проекта


В целом проект EMAV от компании Pratt Miller похож на несколько других современных образцов, разработанных по заказу вооруженных сил США. В очередной раз предлагается средних размеров платформа, способная нести различные приборы или вооружение. Какие-либо принципиальные нововведения или технические прорывы отсутствуют, либо о них пока не сообщают.

Однако проект EMAV имеет несколько любопытных особенностей, которые могут повлиять на его разработку и перспективы. В первую очередь, следует отметить, что компания Pratt Miller является новичком в деле создания военной техники. Ранее она поставляла армии вспомогательные системы, но сложная техника не разрабатывалась и не производилась. Не так давно компания опробовала свои силы в новом направлении – и, похоже, справилась с поставленной задачей.

Не менее интересен заказчик и его планы. КМП США проявляет интерес к новым технологиям и направлениям, и теперь эти процессы дошли до сферы многоцелевых роботов тяжелого класса. При этом требования к новому РТК предусматривают достаточно жесткие ограничения, связанные с перевозкой техники по воздуху.

Проект EMAV. Многоцелевой робот для Корпуса морской пехоты США

Благодаря этому EMAV во всех исполнениях будет сочетать достаточные боевые / рабочие характеристики и высокую мобильность. КМП сможет перебрасывать такую технику в разные районы по морю или по воздуху, а затем так же выполнять эвакуацию. Нетрудно представить боевые ситуации, в которых такая мобильность успешно дополнит прочие функции и возможности, а также даст преимущество перед противником.

Очевидное будущее


Следует отметить, что реальное будущее проекта EMAV все еще остается под вопросом. Опытная техника в разных конфигурациях проходит испытания и хорошо показывает себя, но командование не готово назвать конкретные сроки принятия на вооружение и запуска серии. Также не уточняется, каким будет окончательный круг модификаций РТК, и какие из созданных машин поступят в войска.

Впрочем, несмотря на всю неизвестность, один факт очевиден. КМП США всерьез заинтересовался темой средних и тяжелых робототехнических комплексов, способных вести бой и решать вспомогательные задачи. Это означает, что в обозримом будущем такая техника дойдет до принятия на вооружение, изменит облик морской пехоты и даст ей новые возможности. Весьма вероятно, что первым образцом этого класса в КМП станет именно нынешний EMAV.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Минобороны США, Pratt Miller

Картина дня

наверх