Перед оборонной промышленностью Турции достаточно давно поставлена задача разработки и производства собственных образцов вооружений и техники разных классов для удовлетворения нужд вооруженных сил.
Заметное место в таких планах занимает создание собственного управляемого авиационного вооружения, в т.ч. ракет «воздух-поверхность». Ведущую роль в этом направлении играет компания Roketsan A.Ş., и за последние десятилетия ей удалось показать заметные успехи.
Проект модернизации
Одной из первых разработок в области управляемых ракет «воздух-поверхность» для Roketsan стал проект Cirit. Он предусматривал глубокую модернизацию серийной неуправляемой авиационной ракеты Hydra 70 с заменой некоторых компонентов и внедрением системы управления. За счет этого НАР была превращена в легкую управляемую ракету. Работы по теме «Джирит» начались в 2004 г., и к концу десятилетия турецкие ВВС получили первые серийные ракеты.
Проект Cirit предусматривает сохранение штатного цилиндрического корпуса диаметром 70 мм вместе с твердотопливным двигателем и раскладным хвостовым оперением. Корпус дополняется новым головным обтекателем, в котором помещается комбинированная инерциальная и полуактивная лазерная система наведения. Разработаны три варианта боевой частью массой по 3 кг: бронебойно-осколочно-зажигательная, осколочно-зажигательная и термобарическая.
Ракета «Джирит» совместима со всеми штатными пусковыми устройствами для Hydra 70 и может использоваться с разными носителями – самолетами, вертолетами и БПЛА тактической авиации. За исключением необходимости подсвета цели с земли или с воздуха, применение такой ракеты принципиально не отличается от стрельбы НАР. Также разработаны пусковые установки под CIRIT для монтажа на сухопутные шасси.
Стартовым заказчиком изделий Cirit стали вооруженные силы Турции. В 2013 г. был заключен контракт на поставку неназванного количества ракет ВВС ОАЭ. Сообщалось об интересе других стран, но новые поставки не начинались.
Против танков
Почти одновременно с Cirit началась разработка перспективной ракеты «воздух-земля», предназначенной для борьбы с бронированными целями на увеличенных дальностях. Изделие UMTAS (Uzun Menzilli Tanksavar Sistemi) создавалось для вертолета TAI/AW T-129 ATAK, но не исключалась возможность ее интеграции с другими носителями. Работы по проекту завершились в середине десятых годов, и с 2016 г. ВВС получают серийные изделия UMTAS / Mizrak-U.
Ракета UMTAS выполнена в цилиндрическом корпусе с двумя наборами плоскостей. Длина изделия – 1,75 м при диаметре корпуса 160 мм. Стартовая масса – 37,5 кг. Использован РДТТ, обеспечивающий дальность полета до 8 км. Имеется тандемная кумулятивная боевая часть, способная, как утверждается, поражать современные танки.
Базовая модификация UMTAS оснащается инфракрасной ГСН; также разработана ракета L-UMTAS с полуактивной лазерной. Имеется двусторонняя связь с носителем. Аппаратура управления позволяет захватывать цель до пуска или после него, а также перенацеливать ракету в полете. Имеется режим «запустил-забыл». В зависимости от типа цели, можно выбрать поражение с горизонтального полета или с крутого пикирования.
Семейство большой дальности
В 2006 г. Совет по научно-техническим исследованиям Турции (TÜBİTAK) и компания Roketsan начали разработку семейства ракет SOM (Stand-off Mühimmat Seyir Füzesi). Предлагалось создать базовое изделие с высокими летными и боевыми характеристиками, а затем на его основе выполнить несколько специализированных модификаций. Программа SOM стала одной из самых сложных и дорогих для турецкой промышленности. Первые изделия семейства удалось принять на вооружение только в 2013 г.
Базовым образцом линейки стала ракета SOM-A. Это изделие длиной 3,7 м массой 620 кг, построенное на основе угловатого «малозаметного» корпуса с раскладываем в полете крылом размахом 2,6 м. Ракета оснащена турбореактивным двигателем, позволяющим развивать высокую дозвуковую скорость и лететь на 250 км.
SOM-A оснащается средствами инерциальной и спутниковой навигации, позволяющими поражать только цели с известными координатами. Данные о цели вводятся в ракету до пуска, возможность перенацеливания в полете отсутствует. SOM-A доставляет к цели 230-кг осколочно-фугасную БЧ. КВО заявлена на уровне 5 м.
На базе SOM-A выполнена ракета SOM-B1. Она отличается усовершенствованными средствами наведения, включающими ИК-головку для поиска цели на конечном участке полета. Также имеется система радиосвязи с носителем. Модификация SOM-B2 практически повторяет изделие «B1», однако отличается типом боевой части. Такая ракета предназначается для борьбы с защищенными сооружениями и несет тандемную проникающую БЧ.
На стадии разработки пребывают проекты SOM-C1/2. Их целью является создание двух противокорабельных ракет с разными возможностями. До недавнего времени велись активные работы по крылатой ракете SOM-J (от JSF), предназначенной для интеграции с истребителем F-35. В связи с известными событиями этот проект остался без реальных перспектив и заморожен.
Носителями ракет SOM могут быть все основные самолеты ВВС Турции, такие как истребители F-16 или F-4. До недавнего времени в этом качестве рассматривали и будущие F-35. В ближайшие годы на вооружение должен поступить ударный БПЛА Bayraktar Akıncı, способный нести относительно тяжелые средства поражения, в т.ч. ракеты SOM. Семейство ракет рассматривается и в контексте ряда перспективных проектов истребителей и БПЛА.
Сверхлегкая ракета
В последние годы Турция проявляет повышенный интерес к направлению боевых БПЛА, специально для которых разрабатываются новые боеприпасы. Любопытным примером такого оружия является сверхлегкая управляемая ракета Yatağan. Благодаря малым габаритам и калибру она может использоваться с легкими БПЛА или с безэкипажными наземными платформами. Кроме того, пусковой установкой может стать стандартный подствольный гранатомет.
«Ятаган» имеет калибр 40 мм, длину ок. 400 мм и массу ок. 1 кг. В полете ракета раскрывает два набора плоскостей. Изделие оснащается полуактивной лазерной ГСН, легкой осколочной БЧ и РДТТ. Дальность полета, в зависимости от носителя и способа запуска, не превышает 1 км.
Пока ракета Yatağan проходит испытания, и в Roketsan надеются на положительное их завершение. Кроме того, разработчики ожидают появление заказов как от турецкой армии, так и от вооруженных сил других стран. Предполагается, что сверхлегкая ракета, несмотря на ограниченные тактико-технические характеристики, сможет занять пока пустующую нишу и реализовать свой коммерческий потенциал.
Развитие направления
В последние десятилетия турецкая оборонная промышленность показывает заметный рост по всем направлениям, в т.ч. в сфере управляемых авиационных вооружений. Уже разработан и принят на вооружение целый ряд образцов разных классов и различного назначения. Некоторые из них уже использовались разными носителями в реальных боевых операциях – с получением приемлемых результатов. Кроме того, удается постепенно выводить новую продукцию на международный рынок и получать заказы, хотя пока коммерческие результаты нельзя назвать выдающимися.
Турция продолжает развивать существующие проекты управляемого оружия и работает над новыми образцами. Весьма вероятно, что в отдаленном будущем это позволит создать полный спектр авиационных средств поражения и отказаться от импортных изделий. Впрочем, точные сроки решения такой задачи и сама возможность этого остаются под вопросом. По всей видимости, еще долго значительную часть арсеналов ВВС будут составлять импортные образцы. Однако ясно, что Roketsan и другие предприятия сделают все возможное их скорейшей замены, а армия окажет необходимую поддержку.