На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир оружия

23 345 подписчиков

Ненужное наследство. Раздел Черноморского флота


К 1997 году, когда вступило в силу соглашение о разделе флота, на Черном море насчитывалось два ракетных крейсера и один – артиллерийский, 3 БПК, 4 дизельных подводных лодки, 9 фрегатов (СКР), 4 малых ракетных корабля, из них один – новейшая «Бора», 15 малых противолодочных кораблей, 11 минно-тральных кораблей, 17 десантных кораблей, 13 ракетных катеров и еще много всякого-разного. Это, конечно, всего лишь тень того, что было всего-то шесть лет назад, но, в принципе, для уничтожения всех прочих вместе взятых ВМС Черного моря или купирования прорыва флотов НАТО через Босфор – более чем достаточно. Что говорить, на 2021 год ЧФ РФ такой мощи все еще не достиг, и после списания крейсера «Москва» уже не достигнет.


Сохранись тогда общий, в рамках СНГ, флот и общее использование Крыма – и история пошла бы по-другому. Но не сохранили, и флот бросились делить. Дележка шла несколько лет и увенчалась договором от 28 мая 1997 года. Делили не только корабли, но и объекты, и береговую технику, и даже дома культуры с санаториями.

И доля Украины оказалась более чем весомой.

Объекты


На первом месте в соглашении – командные пункты флота, Украина их получила 8 штук, один – Крымской ВМБ, семь – соединений кораблей. Зачем столько? Вопрос философский, Россия отдала.

Дальше объекты связи – 17 штук, среди них узел связи Крымской ВМБ. В принципе, переданными средствами можно было обеспечивать связь и управление средним европейским флотом.

К этому надо добавить 17 объектов радиотехнической службы, 23 склада службы тыла, 13 объектов медслужбы, включая три госпиталя и 560-ю группу корабельной спецмедпомощи, 12 складов вооружений, 3 судоремонтных завода, и прочее и прочее, в том числе девять береговых баз, два полигона и восемь аэродромов.

Одним словом, тылом ВМСУ не обделили – хватило бы на какую-то Италию, не меньше.

Может, обидели чем-то другим?

Нет, не обидели. Помимо этого списка, был еще и отдельный список по городу Севастополь, там ВМСУ получили множество объектов: от КП флота до детского оздоровительного лагеря.

Все это огромное количество объектов было рассчитано на Черноморский флот СССР, и интересовало Украину в основном в качестве будущего источника металлолома и земли, которую можно было выгодно продать.

Почему за свои объекты не боролась РФ?

Решительно непонятно, и логикой объяснено быть не может.

Корабли


ВМСУ получили:

1. Дизельную подводную лодку проекта 641 1970 года постройки.

2. Два фрегата проекта 1135 и один – 1135М, 1976, 1977 и 1979 годов постройки соответственно. Однотипный «Ладный» 1980 года до сих пор в строю.

3. БДК проекта 1171 «Азаров» 1971 года постройки, БДК проекта 775 «Ольшанский» 1985 года постройки.

4. Четыре МПК семейства 1124, два – семидесятых, два – восьмидесятых годов.

5. Четыре тральщика (два – морских, два – базовых).

6. Один средний и три малых десантных корабля.

С крупными ясно.

А по мелочи Украине достались: 7 ракетных катеров, 4 арткатера, один минно-тральный катер, корабль управления и два разведкорабля. Помимо этого, на стапелях в Киеве и Николаеве тоже зависло много всего, что можно было продать/достроить по желанию. Так, Киеву перепал авианосец «Варяг» и ракетный крейсер «Лобов» проекта 1164 в недостроенном состоянии. АУГ, если с тремя фрегатами в строю и одним – в постройке. А еще 8 транспортов, три баржи и прочее – всего 28 судов обеспечения, 62 судна и катера вспомогательного флота, 22 спасательных судна и катера, 21 гидрографическое судно и катер.

Всего 137 кораблей, судов и катеров. Плюс – половина средств от продажи 263 единиц до заключения договора.

Украина, кстати, деньгами за недострои не поделилась.

Техника


87 БТР, 144 танка Т-64, 115 орудий калибра 152 мм, 21 тысяча единиц стрелкового оружия и самолеты. С ними тема особая – Киев получил 20 ТУ-22м3, 12 Ту-22Р/У/ПП, 11 Бе-12, 11 – ТУ-16, 23 – Су-17, 59 вертолетов.

Перечисляю и сам поражаюсь – это только флот и лишь украинская доля, способная вынести в одни ворота любую европейскую страну при желании.

И, кажется, всего этого должно было хватить лет на 30 точно: у кораблей срок службы до 50 лет, у самолетов 30–40, у наземной техники аналогично, но...

Погром

 


Фото: wikipedia.org


Все три фрегата после передачи Украине были поставлены на прикол. И в 2000 году под нож отправились первые два, в 2004 – третий. Даже самый старый из них мог служить до 2011 года минимум, при нормальной эксплуатации – до 2016 года.

Взамен был достроен фрегат «Гетман Сагайдачный» в 1993 году: проблема в том, что строился он как пограничный, то есть с ограниченным вооружением. Дальше пришла очередь МПК или по-новомодному – корветов: их списали три из шести. Так же расправились с ракетными катерами – в строю остался один.

Единственную подводную лодку приварили к пирсу, создав под нее цельные подводные силы ВМСУ, и отремонтировали только при «бандите» Януковиче в качестве учебной.

Пожалели десантные корабли: из трех уцелело два, зато ополовинили плавучий тыл.

Само собой, уничтожили морскую авиацию и большую часть переданных наземных объектов.

Собственно, 2014 год всего лишь поставил точку в истории нерожденного флота, просто потому как он был Киеву изначально-то не особо нужен, разве – в качестве источника финансов.

Вопрос в другом – делили-то зачем?

В смысле: зачем Киеву флот, если он заведомо ущербен, а Москве – для чего отдавать нестарые корабли, если они ей нужны?

И здесь приходит в голову лишь одно – на волне распила флота Киев просто потребовал свою долю, которая в итоге и стала источником материального и финансового благополучия украинских адмиралов на долгих 17 лет. А такие вопросы, как безопасность рубежей, в те славные годы никого особо не волновали.

Соглашение, откуда взяты цифры, отменили. Случилось это в 2014 году, вместе с гражданской войной на Украине и переходом Крыма под юрисдикцию РФ.

Вот только флот Россия отстраивает с нуля, попутно же отстраивая береговую инфраструктуру, ибо даже то, что пережило ВМСУ, устарело на 30 лет. А еще приходится воссоздавать береговую авиацию и мучительно прикидывать – сколько денег ухнули в подготовку перевода КЧФ в Новороссийск, и главное – зачем.

Платить еще придется долго. Расплачиваться за решения, принятые на волне распродажи страны, когда один из лучших флотов Европы стал ненужным наследством, а у новых демократий вдруг не оказалось врагов.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх