На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир оружия

23 341 подписчик

Перспективные парашютные системы для ВДВ России


Десантники-участники учений "Восток-2018" занимают места в самолете. Фото Минобороны РФ


В интересах воздушно-десантных войск создаются не только перспективные вооружения. Для выполнения своих основных задач ВДВ нуждаются в парашютных системах разных классов и типов. Прямо сейчас ведется разработка целого ряда подобных образцов, и все они в ближайшие годы поступят на снабжение. С их помощью планируется упростить и сделать более эффективным десантирование личного состава, бронетехники и вооружений.

Парашют для бойца


На данный момент основным парашютом для десантников является изделие Д-10. Оно имеет купол в форме т.н. неплоского круга площадью 100 кв.м и весит ок. 12 кг. С помощью Д-10 обеспечивается десантирование с высот до 4 км на скоростях не более 400 км/ч. Обеспечивается безопасный спуск парашютиста и грузового контейнера – общая масса до 140 кг.


Выброска десанта. Фото Минобороны РФ

С 2018 г. в интересах ВДВ и сухопутных войск московский НИИ парашютостроения разрабатывает новую систему Д-14 «Шелест». Это изделие создается в качестве компонента боевой экипировки «Ратник» и имеет ряд соответствующих особенностей. Так, система подвеса для Д-14 спроектирована заново с учетом облика экипировки и ее элементов. В частности, обеспечено удобное ношение парашютной системы вместе со штатным бронежилетом. Кроме того, допустимый полетный вес десантника увеличен до 190 кг.

«Шелест» отличается от других армейских образцов оригинальной компоновкой. Основной и запасной купола помещаются в едином ранце на спине парашютиста. Спереди на подвесной системе размещается грузовой контейнер. При посадке на воду, контейнер может выполнять функции спасательного средства. Д-14 обеспечит прыжки с высоты до 8 км при скоростях до 350 км/ч. Спускаясь с максимальной высоты, парашютист сможет пролететь 30 км.


Десантирование с применением парашютов Д-10. Фото Минобороны РФ

К настоящему времени изделие Д-14 «Шелест» доведено до испытаний, в ходе которых уже подтвердило высокие характеристики. В ближайшее время, не позднее 2022 г., такой парашют примут на снабжение ВДВ, после чего начнется переоснащение частей.

Еще одной интересной разработкой, планируемой к принятию на вооружение, является система «Штурм». Это безранцевый парашют, предназначенный для спецподразделений ВДВ и других структур. От других парашютов он отличается упрощенной подвесной системой и отсутствием ранца: купол транспортируется в специальном чехле. Последний подвешивается в салоне самолета или вертолета, и десантник, прыгая, сразу извлекает из него купол.

Необычная архитектура позволила сократить время раскрытия парашюта. Благодаря этому «Штурм» может применяться на высотах от 80 м. Для сравнения, с Д-10 можно прыгать лишь с 400 м.


Грузовая платформа ПГС-1000 в кабине самолета. Фото SkyWideSystems

Для десантирования грузов


Снаряжение десантника может включать контейнер для грузов ограниченного размера и массы. Для крупных и тяжелых грузов предназначаются специальные парашютные системы, уже состоящие на снабжении. Также разрабатываются новые образцы. Так, в середине десятых годов московский конструкторско-производственный комплекс «Универсал» (входит в состав холдинга «Технодинамика») создавал новую парашютно-грузовую систему ПГС-1500. В 2018 г. изделие вышло на испытания, и сейчас решается вопрос его принятия на снабжение армии.

ПГС-1500 представляет собой платформу с подвесной системой и несколькими куполами. Ее можно использовать для спуска грузов массой от 500 кг до 1,5 т, габариты которых соответствуют размерам платформы. Изделие используется с самолетами Ил-76 и может сбрасываться с высот до 8 км при скоростях до 380 км/ч.


Автомобиль ГАЗ-66 на платформе П-7. Фото Russianarms.ru

Для десантирования более тяжелых грузов по-прежнему применяется существующая платформа П-7(М), оснащенная парашютной системой МКС-5-128Р. Она имеет грузоподъемность до 10 т, что позволяет использовать ее с бронемашинами ВДВ нескольких типов. Один самолет Ил-76 может сбросить до четырех платформ П-7; ресурс изделия – пять спусков.

Системы под технику


Сейчас в распоряжении ВДВ имеется целый ряд систем, предназначенных для десантирования бронемашин всех основных типов и другой техники. Так, БМД старых моделей, автомобили, буксируемая артиллерия и другие нагрузки могут десантироваться при помощи платформ П-7(М) и совместимых парашютных систем.

Также на снабжении состоит несколько т.н. парашютных бесплатформенных средств. В их состав входят парашютные и подвесные системы, а также амортизаторы для гашения удара при приземлении. При этом все средства навешиваются прямо на бронемашину; платформа отсутствует. Благодаря этому БМД или БТР, получив парашюты и другие изделия, сохраняет способность к самостоятельному передвижению, что упрощает подготовку к полету и десантированию. Обеспечена возможность десантирования вместе с экипажем.


БМД-4М с бесплатформенной парашютной системой. Фото Минобороны РФ

Для десантирования машин БМП-3 или унифицированной техники с самолета Ил-76М/МД предназначается бесплатформенное средство ПБС-950 «Бахча-ПДС». Грузоподъемность такой системы – 13,2 т. Более тяжелая БМД-4М и техника на ее базе сбрасывается с системой ПБС-950У «Бахча-У-ПДС». Грузоподъемность этого комплекта доведена до 14,5 т. Специально для самоходной пушки «Спрут-СД» разработаны средства ПБС-952 «Спрут-ПДС», обеспечивающие безопасный спуск 18-тонной нагрузки.

Основные образцы для десантирования техники находятся в серийном производстве и поставляются в войсках. Так, накануне командование ВДВ сообщило, что в этом году новые средства десантирования для БМД-4М получат еще два батальона, укомплектованные такой техникой.

Универсальная платформа


На днях было объявлено о разработке нового средства десантирования – универсальной многоцелевой парашютной платформы УМПП. Сроки ее появления и принятия на снабжение пока не уточняются. При этом раскрыты причины запуска проекта и его желаемые результаты.


Система ПБС-950 на боевой машине десанта. Фото Russianarms.ru

В последние годы для ВДВ создан целый ряд современной техники разных классов на современной базе. Часть этих образцов совместима с существующими средствами десантирования, тогда как другие оказываются слишком крупными и/или тяжелыми для них. Кроме того, может возникать необходимость в десантировании грузов увеличенной массы. В связи с этим от УМПП требуется грузоподъемность на уровне 18 т.

Таким образом, при помощи УМПП можно будет десантировать БМД-4М и разнообразную технику на ее шасси – бронетранспортеры, артиллерийские самоходки, противотанковые и зенитные комплексы и т.д. Также полезной нагрузкой для УМПП станут машины на других шасси, боевые и вспомогательные.


Посадка бронемашины. Фото Минобороны РФ

Сегодня и завтра


В настоящее время в распоряжении ВДВ России имеется полный спектр средств и систем для высадки парашютного десанта с военно-транспортных самолетов – с личным оружием, боекомплектом, различным оборудованием, бронетехникой, артиллерией и т.д. Эффективность существующих парашютов и платформ неоднократно показана и подтверждена на учениях разного уровня и масштаба.

Развитие материальной части для воздушно-десантных войск не останавливается. Среди прочего, оно предусматривает совершенствование средств десантирования, необходимых для решения основных задач ВДВ. В последние годы можно было наблюдать массу положительных результатов подобных процессов, и в будущем эта тенденция сохранится. Уже в 2021-22 гг. ожидается появление новых парашютных систем – и это положительно скажется как на возможностях ВДВ, так и на обороноспособности в целом.
Автор:
Рябов Кирилл

Картина дня

наверх