На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир оружия

23 340 подписчиков

Штурмовик с винтом: «за» и «против»

Итак, как сообщили новостные СМИ соответствующей направленности, первый одномоторный турбовинтовой легкий штурмовик-разведчик Beechcraft AT-6E «Wolverine» был принят ВВС США и, можно сказать, встал на боевой пост.




Что можно здесь сказать?

Решение о постановке на вооружение «Росомахи» (именно так переводится название самолетика) было принято в рамках программы AEROnet, или Airborne Extensible Relay Over-Horizon Network. То есть, первоначально АТ-6 должен был быть неким самолетом связи, который в современных условиях мог бы координировать действия американских солдат с союзниками по коалиции на поле боя.

Однако, аппетит приходит во время еды. И разыгрался он в Афганистане, где применение «Бородавочников» А-10 было, очень мягко говоря, разорительным. Гонять на бомбардировки и штурмовки талибов с АК-47 и пулеметами – это хорошо так прошлось по бюджету.



И был проведен эксперимент с бразильским самолетом Sierra Nevada-Embraer A-29 «Super Tucano». Афганские пилоты, обученные в США, сели за штурвалы этих самолетов и успешно работали по талибам. Естественно, там, где это не было связано с повышенной опасностью. Например, применением зенитно-ракетных комплексов.

«Супер туканы» справились. Действительно, имея под фюзеляжем 20-мм пушку в контейнере, под крыльями контейнеры с двумя пулеметами 12,7-мм и 2-4 «минигана» 7,62-мм, можно было наделать дел. А если учесть, что еще можно было бы подвесить около 70 НУРСов – то и вообще красота. Или бомбы вместо ракет.



Но это Афганистан. Бразильский самолет на службе в ВВС США – это как-то не очень патриотично. Надо пилить свое.

И вот на базе учебного самолета T-6 Texan II от фирмы Beechcraft был построен легкий штурмовик АТ-6Е, он же «Росомаха».


Т-6

Самолет предполагается использовать в качестве легкого штурмовика, разведчика и самолета-наблюдателя (корректировщика). С летным составом для него проблем нет совершенно, Т-6 давно используется в качестве учебного и ВВС, и флотом, и КМП.

АТ-6Е оснащен турбовинтовым двигателем PTA-68F, модернизированной кабиной Cockpit 4000, боевой системой самолета А-US и контейнером с оборудованием дневного и ночного видения MX-15i/Di.



Есть система защиты от ИК и лазерных ГСН УР классов «земля-воздух» и «воздух-воздух» противника, которая может включать систему предупреждения об облучении AN/AAR-47 и автомат отстрела ИК-ловушек ALE-47.



Имеется бронезащита двигателя и кабины, но она скорее противоосколочная и от пуль стрелкового оружия. Экипаж дополнительно защищен катапультируемыми креслами US16LA от фирмы «Мартин-Бэйкер» (Великобритания).

Основным отличием АТ-6Е от Т-6 является «полный фарш» в плане радиоэлектриники. И для такой небольшой «птички» здесь реально все роскошно:
- система управления средствами РЭБ ALQ-213;
- система радиосвязи ARC-210;
- аппаратура линий передачи данных «воздух-воздух» и «воздух-земля» для управления ракетами и бомбами.
- комплект спутниковой связи и навигации;
- системы целеуказания и подсветки EPLRS и JTIDS.

Кстати, красиво с EPLRS. Эта система предполагает оперативно-тактический обмен целеуказаниями с самолетами F-16 и А-10 при непосредственной авиационной поддержке наземных войск. И кроме того, может заменить при необходимости «Навстар», если по ней отработает РЭБ продвинутого противника. Но это мы совсем уже вперед забежали.

В комплект БРЭО входит оптоэлектронный блок станции MX-15i (производство канадской фирмы L3 Wescam), размещаемый на подфюзеляжном пилоне. Блок монтируется на гиростабилизированной платформе и может оснащаться приборами различного назначения, например, камерами высокой четкости, ИК-камерами, лазером для подсветки целей.



ЛТХ AT-6Е
Размах крыла, м: 10,10
Длина, м: 10,30
Высота, м: 3,30
Площадь крыла, м2: 16,30

Масса, кг
- пустого самолета: 2 100
- максимальная взлетная: 2 948

Двигатель: 1 х Pratt Whitney Canada PT6A-68F х 1 755 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 585
Крейсерская скорость, км/ч: 500
Практическая дальность, км: 1 575
Практический потолок, м: 7 620

Экипаж, чел: 2
Вооружение:
- два 12,7-мм пулемета
на узлах внешней подвески (6 шт):
- 6 x BDU-33 калибра 133, или
- 2 х BDU-33, 2 х LAU-68 или
- 2 х Мк.82 калибра 226-кг.

В состав вооружения могут входить AIM-9X класса «воздух-воздух», УАБ «Пэйв уэй-2/Пэйв уэй-4», JDAM, а также SDB. Возможна подвеска двух ПТБ по 220 л.



В целом, стоит заметить, что набор весьма… Намного выше, чем у любого тяжелого ударного беспилотника, но меньше, чем у ударного вертолета. Но сравнения чуть позже, пока пара слов об истории проекта.



Вообще идея винтового штурмовика давно сидит в мозгах американских военных. И с самим Т-6/АТ-6 они экспериментируют давно. В 2017 году была похоронена программа закупки чуть ли не нескольких сотен этих самолетов, цель которой было замещение нормальных ударных самолетов там, где это можно было бы сделать.
Ведь стоимость АТ-6 несопоставима с древним А-10. Вместо одного «Бородавочника» можно построить десяток АТ-6. А если говорить о Су-25, так и вообще, страшно подумать, какой воздушный флот можно было бы создать.

Вопрос того, где применять такие самолеты. Ответ уже в тексте есть. Это страны третьего мира, где нет нормальных систем ПВО. Тот же Афганистан, африканский регион, да и на Ближнем Востоке есть, где и против кого развернуть такие штурмовики.



Так что программа AEROnet – это неплохо, да, оперативное и тактическое построение и обмен информацией в условиях реального времени на поле боя – это прекрасно. Но против тех же талибов или курдов это совершенно не нужно.

А вот такой самолет, как АТ-6 в роли дешевого штурмовика – вполне пойдет и будет полезен.

Давайте посмотрим на его сильные стороны.

1. Цена. Это даже и не обсуждается. Дешевый в постройке, дешевый в эксплуатации, заправить можно при лютой нужде даже на АЗС.

2. Легкий, малозаметный, маневренный. Сложно справиться ПЗРК, ибо тепловой след не такой горячий, как у реактивного самолета. Да еще и размазанный. Что касается ДШК и ЗСУ-23-2, то тут в ход идет маневренность самолета. Вертолету приходится сложно против МЗА, а вот такой самолет уйдет. Плюс довольно тихий в сравнении с реактивным аналогом.

3. В самолете присутствует вполне современная электроника. Тепловые ловушки – это шикарно, возможность подвески модуля постановки помех тоже не лишняя.

4. Разнообразное вооружение, которое дает возможность использовать самолет в самом широком спектре задач.

В минусы можно записать, пожалуй, только легкое бронирование. Но опять же, скорость и маневр решают эту проблему.

Опять же, жирно подчеркиваю, что это для таких стран, где до сих пор на «Стингер» и «Стрелу-2М» смотрят как на панацею. Для стран третьего мира. Или четвертого.



Разведчик-штурмовик, который может «висеть» над районом, как это делала «Рама» от «Фокке-Вульфа» и контролировать ситуацию с возможностью нанесения удара по противнику – это весьма и весьма полезно.

Учитывая, что AEROnet – это только начало, учитывая политику Байдена, который вот совсем не Трамп, можно подумать над тем, что в ближайшем будущем ВВС США реально начнут получать такие легкие штурмовики для решения задач на территории стран, где применение А-10 или F-16 было бы просто экономически невыгодно.



В целом – мне на ум пришел наш Як-130, который в принципе способен на решение таких же задач. Просто мы как бы не воюем на территории стран, где нужен самолет типа АТ-6Е, потому у нас Як-130. А вот американцам, которые постоянно решают задачи по принесению истинной демократии в страны третьего и четвертого мира, им такой самолет будет весьма полезен.

Они его и получили. Посмотрим, как все будет развиваться, потому что концепция весьма интересная, да и самолет тоже.

https://topwar.ru/180113-shtur...

Картина дня

наверх