На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир оружия

23 340 подписчиков

Что из себя представляет советская ЗСУ «Шилка»

Вторая мировая война многому научила все стороны конфликта. Америка натренировалась использовать стратегическую авиацию. Советский Союз окончательно понял необходимость обеспечения тотального превосходства в воздухе или по крайней мере полного контроля воздушного пространства при помощи системы ПВО. Именно из осознания последнего и родилась целая плеяда разнообразных проектов по созданию зенитных орудий самого разного типа и класса. Одним из таких была знаменитая «Шилка», которая, несмотря на почтенный возраст, используется по сей день.

Создавалась в середине прошлого века.

Первая массовая зенитная самоходная установка (ЗСУ) была создана в Советском Союзе в 1955 году. Ею стала модель ЗСУ-57-2. Однако, эффективность данного оружия против реактивных самолетов, действовавших на малой высоте, оказалась небольшой. Поэтому уже в 1957 году было запущено в разработку два новых проекта названных в честь сибирских рек: «Енисей» и «Шилка». Новые машины имели много общего, хотя использовали разные системы наведения и предназначались для выполнения разных задач. Так, «Енисей» должен был прикрывать танковые группы, в то время как «Шилка» создавалась в качестве ЗСУ для мотострелковых частей. Заводские и государственные испытания продолжались по 1961 год, в результате чего в 5 сентября 1962 года ЗСУ «Шилка» была принята на вооружение.

ПВО против низколетящих целей.

Новая система ПВО должна была прикрывать войска от низколетящих целей. Это могли быть как самолеты, так и вертолеты наиболее вероятного противника. «Шилка» получила радиоприборный комплекс РПК-2М и радиолокационную станцию 1РЛ33М2 с дальностью обнаружения 20 км и дальностью автоматического ведения в 15 км. Следует понимать, что сегодня подобные цифры кажутся небольшими, однако создавалась «Шилка» фактически для работы по первым реактивным самолетам.

Хотя данная ЗСУ устарела, используют ее по сей день.

В движение ЗСУ «Шилка» приводилась дизельным силовым агрегатом В6Р с отдачей 280 лошадиных сил, которые питались от двух топливных баков суммарным объемом в 520 литров. Запас хода установки составлял 400 км. В конструкции «Шилки» имелась также вспомогательная силовая установка – газотурбинный двигатель с отдачей 74 лошадиные силы. Предназначался он главным образом для обеспечения энергией электрооборудования РПК-2. Скорость движения по шоссе у советского ЗСУ достигала 50 км/ч. На пересеченной местности орудие разгонялось до 30 км/ч.

Побывала во многих конфликтах.

Против вражеской авиации «Шилка» использовала счетверенную 23-мм автоматическую пушку АЗП-23 «Амур» с нарезными стволами. Активный боекомплект каждой пушки составлял 2000 снарядов. При этом следует отметить, что «Шилка» могла развивать темп ведения огня в 3 400 выстрелов в минуту, превращаясь тем самым в настоящую дробилку летательной техники! Данная ЗСУ должна была осуществлять прикрытие наступающих или обороняющихся войск находясь в 300-500 метрах от зоны потенциального контакта. Управлялась 20.5-тонная машина экипажем из 4 человек.

Используют и против наземных целей.

Дальнейшая судьба у «Шилки» сложилась достаточно интересно. Во второй половине XX века реактивная авиация развивалась с пугающей скоростью. А потому и ЗСУ «Шилка» достаточно быстро морально устарела, став пригодной разве что для поражения самых медленных низколетящих целей. При этом всей своей полезности и потенциальной эффективности ЗСУ не растеряло. Хотя «Шилку» достаточно быстро сменили в войсках комплексы «Тунгуска», появившиеся в начале 1980-х, первое ЗСУ все еще стоит на вооружении отдельных формирований республик бывшего СССР. Более того, «Шилка» до сих пор активно используется в локальных вооруженных конфликтах. Правда там она все чаще применяется не в качестве системы локального ПВО, а в качестве средства ведения интенсивного огня по наземным целям. Всего в СССР было выпущено 6.5 тысяч таких машин.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх