Вечной темой является сравнение военной техники и составление различных рейтингов. Американский интернет-журнал We Are The Mighty тоже не остается в стороне и предлагает список из 10 истребителей, изменивших войну в воздухе. Предлагается рассмотреть самолеты, внесшие наибольший вклад в ведение боя в небе (вне зависимости от характера такого вклада).
Десятка лучших
Список от WATM сопровождают некоторые оговорки и комментарии. Однако в целом мнение издания выглядит так:
10. Су-27 Flanker.
9. F-86 Sabre.
8. Fokker Dr.1.
7. F-4 Phantom.
6. Supermarine Spitfire.
5. F-117 Nighthawk.
4. F/A-18 Hornet.
3. MQ-1 Predator.
2. F-15 Eagle.
1. F-22 Raptor.
По понятным и даже очевидным причинам десятка истребителей включает в основном технику американской разработки (за редким исключением). В нее входит всего три иностранных образца, причем самый лучший из них не попал даже в пятерку лидеров.
Аргументы в пользу тех или иных участников «Топ-10» выглядят достаточно интересными и порой убедительными. Рассмотрим некоторые позиции рейтинга, представляющие наибольший интерес.
Замыкающий Су-27
На последнее место рейтинга WATM поставил советский / российский истребитель Су-27. Его назвали в полной мере современным истребителем разработки СССР, созданным в ответ на появление американского F-15. Кроме того, Су-27 удостоили эпитета «один из самых впечатляющих истребителей XX века».
В ближнем маневренном бою Су-27 является угрозой для зарубежных истребителей благодаря наличию ракеты «воздух-воздух» Р-73 и нашлемной системы целеуказания. В сражении Су-27 может даже иметь преимущества перед американским F-15.
Су-27 создавался с целью завоевания превосходства в воздухе, но в дальнейшем показал большую гибкость. Он может выполнять перехват воздушных целей, а также наносить удары по наземным целям. Подобный многоцелевой истребитель-бомбардировщик остается в строю по сей день.
Малозаметное 7 место
На 7 место WATM поместил стелс-самолет F-117 Nighthawk – за его заслуги в деле внедрения перспективных технологий и влияние на дальнейшее развитие авиации. Отмечается, что вопрос малозаметности для радиолокаторов изучался едва ли не со времен Второй мировой войны, однако именно F-117 впервые использовал такие возможности в бою.
Этот самолет разрабатывался в обстановке секретности и должен был стать средством нанесения ударов с минимальным риском обнаружения. В 1981 г. именно Nighthawk стал первым в мире стелс-самолетом, поступившим на вооружение.
В 1999 г. в Югославии США потеряли один из своих F-117, а вместе с ним и боевые преимущества. Подробности того инцидента до сих пор секретны, но есть информация, согласно которой подбитый самолет приземлился в сносном состоянии. Это означает, что Россия и Китай могли получить доступ к американским технологиям.
В течение двух десятилетий F-117 Nighthawk смог принять участие в нескольких операциях. Его создание и эксплуатация проложили путь для сегодняшних истребителей пятого поколения, тоже отличающихся малозаметностью.
Беспилотная «бронза»
Третье место в рейтинге WATM досталось не истребителю, но эта машина действительно повлияла на войну в воздухе. «Бронзу» в рейтинге получает беспилотный летательный аппарат MQ-1 Predator. Он был первым настоящим боевым БПЛА и стал «началом конца воздушных боев с участием человека». В ноябре 2002 г. Predator впервые выполнил авиационный удар при помощи ракеты AGM-114 Hellfire и навсегда изменил войну.
MQ-1 управлялся дистанционно одним пилотом и одним или двумя операторами целевой нагрузки. Многоцелевой БПЛА со средней высотой и большой продолжительностью полета в основном использовался для разведки и наблюдения. Однако при необходимости он мог наносить удары при помощи подвесного вооружения.
9 марта 2018 г. ВВС США официально сняли MQ-1 Predator с вооружения. Заменой для него стал более совершенный беспилотник MQ-9 Reaper. Для атаки наземных целей эта машина несет ракеты Hellfire, а также бомбы JDAM и GBU-12.
«Орел» второго места
На второй ступеньке рейтинга разместили истребитель F-15 Eagle. Этот самолет, созданный еще в семидесятых годах, до сих пор способен показывать высокие боевые качества в сражении с другой техникой.
Таким результатам способствуют высокие летные характеристики, потрясающая маневренность и развитый комплекс вооружений. Высокая тяговооруженность в сочетании с низкой нагрузкой на крыло позволяют маневрировать без потерь скорости и разгоняться до скоростей М=2,5. Все это сделало F-15 первым истребителем США, способным совершать вертикальный подъем с ускорением.
F-15 несет развитое бортовое радиоэлектронное оборудование и современное вооружение, в т.ч. ракеты AIM-120D AMRAAM. БРЭО, вооружение и летные характеристики делают его уникальным истребителем. Ни один вражеский самолет пока не смог сбить F-15 ВВС США.
1 место 5 поколения
На первое место поместили первый американский истребитель последнего пятого поколения – F-22 Raptor с почетным титулом «самый мощный истребитель завоевания превосходства в воздухе, а то и во всей вселенной». Причины такого решения WATM просты. F-22 стал первым истребителем 5 поколения в ВВС США и обладает беспрецедентными возможностями в сферах воздушного боя, радиоэлектроники, ситуационной осведомленности, скрытности и т.д. Все это позволяет самолету защищать не только себя, но и других.
При работе по воздушным целям Raptor может нести шесть ракет AIM-120 AMRAAM и две AIM-9 Sidewinder. В миссиях «воздух-земля» он берет на борт две бомбы GBU-32 JDAM. Одновременно самолет сохраняет по паре ракет AMRAAM и Sidewinder – но только чтобы отбиться от врага.
Мощный двигатель и изящный планер позволяют F-22 совершать сверхзвуковой полет без использования форсажа. Органы управления, включая специальное сопло, дают самолету уникальную маневренность. Этому самолету нет равных – во всей мировой истории.