Трудности перехода
Недавний Международный Военно-технический форум «Армия-2021» запомнился многими новинками, однако особое место в нем занял УТС-800 от Уральского завода гражданской авиации. Перспективный учебно-тренировочный самолет может хорошо послужить вооруженным силам, а может, как проект, окончиться ничем.
Впрочем, обо всем по порядку.
Сейчас для начальной учебной подготовки российских курсантов используют австрийские самолеты Diamond DA40 Diamond Star и DA42 Twin Star. Машины для Минобороны производят по лицензии на Уральском заводе гражданской авиации. По состоянию на 2021 год в России изготовили 150 самолетов DA40.
После них летчиков обучают на таких машинах, как известный чехословацкий учебно-боевой самолет L-39 Albatros и более современный российский Як-130. Эксперты не раз говорили о том, что этот самолет чересчур сложен и дорог, однако отказываться от него никто не планирует. Тем более что большой потенциал машины позволяет использовать ее как легкий штурмовик.
История российских поршневых учебно-тренировочных самолетов первоначальной подготовки, которые должны сменить зарубежные, не менее примечательна: это тем более актуально, если учесть, что их судьба решается прямо сейчас.
По словам министра обороны России Сергея Шойгу, в настоящий момент проводят конкурс, призванный найти замену парку учебных машин. Участие в нем принимают Як-152 и УТС-800.
По словам Шойгу, для эффективного использования потенциала существующих и перспективных авиакомплексов нужно не меньше 700 качественно подготовленных летчиков-выпускников в год. Для этого материальная база вузов должна включать не меньше 500 современных учебно-тренировочных самолетов и две сотни вертолетов.
Як-152
Разработанный ОКБ имени Яковлева и производимый ПАО Корпорация «Иркут» Як-152 совершил первый полет еще 29 сентября 2016 года, однако за все эти годы произвели только три опытных образца.
Тем не менее, на первый взгляд, все выглядит неплохо. Будучи частью учебно-боевого комплекса Як-130 самолет Як-152 получил полностью унифицированное с Як-130 информационно-управляющее поле кабины. Совместное применение двух машин должно заметно облегчить подготовку летного состава. Як-152 имеет тандемное расположение членов экипажа, максимальная взлетная масса составляет 1480 килограмм, а максимальная скорость Як-152 – 500 километров в час (при крейсерской скорости 380 километров в час).
Самолет получил авиационный 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель RED A03Т V12 (взлетная мощность составляет 500 лошадиных сил) германской компании RED Aircraft. Финансирует ее российский холдинг «Финам». На территории России эти изделия собирает и обслуживает компания «Руссо-Балт».
Источник: wikipedia.org
Несмотря на попытки наладить лицензионное производство на российской площадке и частичную ликвидацию зависимости от импортных поставок, производство дизельных двигателей для «Яка», видимо, остается слабым местом проекта. В пользу этого, в частности, говорит заявление гендиректора Центрального института авиационного моторостроения имени Баранова, Михаила Гордина.
По его словам, учебно-тренировочный самолет Як-152 может получить отечественный двигатель. Правда, его пока рассматривают не в качестве замены двигателя RED, а в роли «аналога». Специалист признает крайне удачную компоновку RED A03Т V12 и наличие в нем комплектующих, которые Россия не производит. Так или иначе, пока что все это не более чем планы и предмет «отдельной опытно-конструкторской разработки».
УТС-800
Трудности с дизельным двигателем Як-152 открывают дорогу детищу Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) – самолету УТС-800. Он должен получить российский турбовинтовой двигатель ВК-800С мощностью 800 лошадиных сил. Турбовинтовую модификацию разработали на основе российского газотурбинного авиационного двигателя ВК-800 производства Завода им. В. Я. Климова. В рамках программы Министерства торговли и промышленности России разработку турбовинтовой версии с 2017 года проводит УЗГА.
Задача, которую ставят перед УТС-800, такая же, как и перед Як-152. Но это все же совсем разные машины. Максимальная взлетная масса «800-го» превышает 2000 килограммов. Масса пустой машины составляет 1706 килограммов. У Як-152 максимальный взлетный вес, как уже говорили выше – 1480 килограммов.
Максимальная скорость горизонтального полета УТС-800 составляет 460 километров в час, а крейсерская – 360 километров в час. В качестве винта выбрали изделие «Аэросилы», имеющее четыре лопасти. По словам главного конструктора УТС-800 Дмитрия Тинякова, самолет имеет два типа заправки топливом. Один предназначен для выполнения фигур высшего пилотажа, другой выступает в качестве многоцелевого. В зависимости от типа заправки машина либо подходит для фигур высшего пилотажа, либо получает большую продолжительность нахождения в воздухе.
По словам Тинякова, цена самолета в эксплуатации будет раз в пять ниже, чем в случае с Як-130. По разным данным она составит не то 25 тысяч рублей за летный час, не то 32. В любом случае сравнение с Як-130 не совсем корректное: машины находятся в разных классах, хотя и призваны решать схожие задачи. А вот если сравнивать по цене УТС-800 и Як-152, то показатели будут явно не на стороне первой машины.
Помимо этого, одной из претензий к УТС-800 было то, что машина представляет собой «копию» австрийский DART-450. Но это не совсем верно. Российский самолет имеет более крупную кабину, позволяющую спасать летчика на нулевой высоте на нулевой скорости, а установка второго кресла существенно выше первого улучшает, в свою очередь, обзор. Кроме того, воздухозаборник на российской машине вынесли несколько ниже, чем в случае с DART.
Дорогу осилит летающий
УТС-800, при всех своих теоретических минусах и плюсах, еще ни разу не был в небе, в то время как «Як» давно летает (пусть речь идет об очень небольшом числе машин). Если ничего не изменится, поднять УТС-800 в небо Уральский завод гражданской авиации сможет до конца года. После этого машине предстоит долгий путь испытаний, который «Як» уже частично прошел. Серийное производство УТС-800 наметили на 2024 год.
Стоит также сказать, что иногда критикуют саму концепцию винтового тренировочного самолета, так как он далек от современного истребителя в плане управления, скорости, маневренности и так далее.
В качестве альтернативы иногда предлагают относительно недорогой учебно-тренировочный самолет СР-10, оснащенный турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ (он украинский, так что в серию самолёт должен пойти с российским АЛ-55). Первый полет машина совершила в 2015 году. На сегодня построен один прототип.