На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир оружия

23 341 подписчик

Боевые корабли. Крейсера. Когда не повезло с судьбой по полной


Вся недолгая жизнь кораблей этого класса может быть охарактеризована одним термином «не повезло». И главное, в чем не повезло этим кораблям – это то, что Япония пошла воевать. И эти крейсера, которые, в общем-то не были крейсерами, были вынуждены взять на себя крейсерские обязанности. Ну а что из этого вышло – увидим.


Обычно легкие крейсера Японии получали названия в честь рек страны Восходящего солнца. Но эта серия, видимо, чтобы подчеркнуть разницу, была поименована в честь известнейших синтоистских храмов страны.

Храм Катори располагался на реке Тоне в префектуре Чиба, храм Касима — в префектуре Ибараки, храма Касии-но-мия в префектуре Фукуока. Неофициальным названием четвертого недостроенного крейсера было в честь храма Кашинара на горе Унеби.

Вообще крейсера типа «Катори» не предназначались для использования в качестве боевых кораблей, в первую очередь потому, что они строились, как учебные. Поэтому вооружение на них было весьма слабым, бронирование практически отсутствовало, энергетическая установка была смешанной, то есть, состояла из паровых котлов и турбин, вместе с которыми существовали и обычные дизеля. Это позволяло готовить специалистов разных направлений.

Ну и условия размещения экипажа на этих кораблях очень сильно отличались от обычных боевых кораблей. Если среднестатистический легкий крейсер типа «Нагара» нес экипаж в 430-450 человек, то на «Катори» экипаж состоял из 315 человек и 350-375 кадетов. Такое количество надо было размещать со всеми исходящими последствиями. Значит, броню, вооружение, скорость – все пришлось принести в жертву размещению на кораблях второго экипажа.

Однако существовала реальная возможность использования кораблей в военное время в качестве штабных. Для этой цели они подходили лучше всего, потому что японские морские офицеры не были избалованы бытом и помещения, спланированные для будущих офицеров в мирной жизни вполне годились для настоящих офицеров в военное время. Тем более, что на кораблях были обустроены различные учебные классы, которые можно было бы использовать в самых различных целях.

Боевые корабли. Крейсера. Когда не повезло с судьбой по полной


В итоге получились интересные корабли. Водоизмещение как у легкого крейсера, 5800 тонн, максимальная скорость черепахи тех времен, 18 узлов, зато помещения и бытовые службы вполне могли разместить и обиходить на борту 650-700 человек.

И сразу после спуска на воду «Катори», Морской генеральный штаб, где тоже все прекрасно оценили, принял решение переоборудовать корабль в плавучий штаб/флагман Шестого флота. «Касии» достраивался уже по измененному проекту, а «Касима» переоборудовали в плавучий штаб после начала войны.

Что представляли собой эти корабли?

Размеры. Длина 133,5 м, наибольшая ширина 15,95 м, осадка 5,8 м.

Корпус делился водонепроницаемыми надстройками на девять отсеков. Двойное дно имелось только в районах машинного и котельного отделений и использовалось в качестве топливных цистерн.

Бронирование

Бронирование корабля было условным. Основную защиту крейсеров являла бронепалуба толщиной в 51,4 мм. Вертикальный броневой пояс и противоторпедные переборки отсутствовали, то есть, по факту «Катори» смело можно было называть бронепалубными крейсерами.

Орудия главного калибра имели стандартные броневые щиты толщиной 20 мм, щиты орудий ПВО имели толщину 10 мм. Броня элеваторов подачи боезапаса составляла 16 мм, артиллерийские погреба бронировались листами толщиной 32 мм.

Фактически бронирование было хуже, чем у некоторых эсминцев. Но эти корабли, повторюсь, не планировались использоваться в боевых действиях.

 

Энергетическая установка и ходовые качества


Энергетическая установка была весьма своеобразной. Фирма «Kampon» установила два четырехтактных 10-цилиндровых дизеля Kanpon №22 mod.10 и две паровые турбины «Kampon» с темя паровыми котлами Kansei Hoanbu каждая. Турбины и дизельные двигатели соединялись через гидравлическую передачу и работали каждая пара на свой вал с винтом.

Полный запас топлива составлял 600 т, нормальный - 380 т нефти и 160 т соляра. Проектная дальность плавания на скорости 12 узлов - 7000 морских миль.

Максимальная скорость в 18 узлов достигалась на турбинах при 280 об/мин и мощности 8000 л.с. или при совместном использовании дизелей (3600 л.с.) и турбин (4400 л.с.). Экономичный ход мог осуществляться турбинами (13 узлов, 200 об/мин, 2500 л.с.) или дизелями (12 узлов, 180 об/мин, 2000 л.с.).

Экипаж и обитаемость


Экипаж кораблей помимо основного экипажа должен был включать 375 курсантов - 200 будущих строевых офицеров и штурманов, 100 механиков, 50 офицеров финансовой части, 25 медиков. Позднее количество курсантов на борту было снижено до 275 человек. Их дополняли 315 офицеров и членов команды крейсера, а общее количество составило 590 человек.

Условия жизни экипажа учебных крейсеров типа «Катори», а также размещенных на них курсантов намного превосходили обычные для японского флота условия обитания. Офицеры, курсанты и нижние чины размещались раздельно, на кораблях было уделено внимание созданию залов для лекций курсантам, корабли имели отлично оборудованные медицинские кабинеты.

Вооружение


Несмотря на то, что корабли были учебными, вооружение на них имелось. Главный калибр крейсеров типа «Катори» состоял из четырех 140-мм орудий.


Орудия, как на крейсере «Юбари», устанавливались в двухорудийных башнях. Одна башенная установка была расположена на носу корабля, вторая - на корме.

Подача снарядов из погребов до верхней палубы осуществлялась двумя цепными подъёмниками, а до орудий вручную на рельсовых подъёмниках. Боезапас орудий на крейсерах составлял 90 выстрелов на ствол.

Вспомогательная/зенитная артиллерия



Изначально, согласно проекта, в качестве универсальной артиллерии использовалась одна двухорудийная установка калибра 127-мм в кормовой части корабля. Впоследствии на «Касима» и «Касии» были сняты торпедные аппараты и на их местах установлены еще две таких установки.

Установка A1 Mod 1 была весьма современной. Вращение осуществлялось электромоторами (существовал и ручной аварийный привод), заряжалось орудие полуавтоматически: при выстреле силой отдачи сжимались пружины досылателя, и заряжающему было достаточно вложить в лоток следующий патрон и нажать рычаг, освобождавший пружины. Заряжать орудия можно было при любом угле возвышения.


Боекомплект составлял 150 выстрелов на ствол. Использовались осколочно-фугасные и осколочно-зажигательные снаряды.

Вторым средством ПВО были 25-мм автоматические орудия Type 96.


Каждый корабль нес две спаренные установки этих орудий. Естественно, в процессе модернизаций, количество стволов увеличивалось и в итоге доходило до 38 в различных вариантах – одно-, двух- и трехствольных.

Одиночные автоматы наводились и управлялись вручную. Спаренные и строенные установки имели электропривод (но можно было и в ручном режиме), строенные установки имели дистанционное управление с директоров «тип 95». Расчетам оставалось только нажимать на гашетки и менять обоймы.

Питание автоматов осуществлялось из 15-снарядных обойм рожкового типа. Запас патронов составлял 2 200 штук на ствол.


Использовались четыре вида снарядов: бронебойный, осколочно-фугасный, зажигательный и трассирующий. Каждый 4-й или 5-й снаряд в фугасной или зажигательной обойме был трассирующим.

Третьим и последним средством ПВО (только у «Касии») стали установленные в ходе модернизации 1944 года восемь крупнокалиберных пулеметов «Тип 93», то есть, «Гочкисс» Модель 1929.


В целом, скорее, шаг отчаяния, потому что польза этого оружия в 1944 году была весьма сомнительной.

Минно-торпедное вооружение

На крейсерах были установлены 533-мм торпедные аппараты.


Два двухтрубных ТА побортно с боекомплектом 8 торпед. Надо сказать, что в отличие от многочисленных коллег, крейсера «Катори» ни разу не использовали свои торпедные аппараты. И как только начались модернизации, с ними предпочли расстаться в пользу усиления ПВО.

С другой стороны, зачем штабному кораблю, который находится в тылах, наступательное оружие?

Противолодочное и противоминное вооружение

Согласно проекта, крейсера вообще не несли противолодочного вооружения. Но со временем, и «Касии», и «Касима» прошли перевооружение в корабли ПЛО. «Касии» в 1944 году, «Касима» в 1945-м.

На корме каждого крейсера разместили два бомбосбрасывателя на 18 глубинных бомб и четыре бомбомета со стеллажами на 64 бомбы. А на «Касии» бомбометов было восемь. Боезапас составлял 142 глубинных бомбы.

Авиационное вооружение

На каждом крейсере имелась пороховая катапульта Kure Type 2 Model 5. Сперва на кораблях использовались гидросамолеты Mitsubishi F1M, затем его сменил Nakajima A6M2-N.


Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение

Изначально крейсера были «чистыми» в этом плане. Никакого современного оборудования на них не стояло. Но со временем РЛС прижились даже в таком флоте, как японский. Американцы убедительно доказали, что ночью можно не только торпедами воевать.

Потому на кораблях прописались:
- гидрофон Type 93 Mod 2;
- активная акустическая станция Type 93 Mod 3;
- РЛС обнаружения воздушных целей Type 21 Mod 2;
- РЛС обнаружения надводных целей Type 22 Mod 4;
- два инфракрасных прожектора Type 2;

В общем – вполне приличный набор для кораблей даже первой линии.

Боевая служба



«Катори»


До начала войны крейсер успел совершить один учебный поход, где возглавил учебную эскадру в Йокосуке.

С началом войны базировался на Кваджалейн. В феврале 1942 года получил многочисленные повреждения от американских самолетов с авианосца «Энтерпрайз» и был отправлен на ремонт и усиление ПВО.

После ремонта вернулся на Кваджалейн и стал флагманом 6 флота. Размещение штаба флота не помешало принять участие в переброске людей и грузов на остров Рой.

В течении 1942-43 годов базировался на Трук и Кваджалейн, где исполнял роль штабного корабля 6 флота.

17.02.1944 года, «Катори» вышел в море, направляясь в Японию. Находясь в 60 милях севернее от атолла Трук, подвергся атаке американских самолетов. Торпеда попала в носовое моторное отделение, вызвала пожар и затопление отсека.


Экипаж справился с повреждениями и в сопровождении эсминца «Новаки» пошел обратно к базе на острове Трук. Однако американские летчики передали сведения о «Катори» «кому следовало» и в 40 милях от Трука «Катори» был перехвачен отрядом американских кораблей в составе тяжелых крейсеров «Индианаполис» и «Новый Орлеан» и эсминцев «Брэдфорд» и «Барнс».

Американцы, используя свои РЛС, очень точно вышли на поврежденный «Катори» и просто изрешетили его 152-мм и 127-мм снарядами. «Новаки» поставил дымовую завесу и сбежал.

Учитывая, что против четырех 140-мм и двух 127-мм орудий японского корабля у противника работали 18 стволов 203-мм и 26 стволов 127-мм, результат боя был вполне предсказуем: через полчаса разорванный американскими снарядами «Катори» ушел на дно.

Ожидаемо для корабля, у которое нет брони в принципе. Погиб практически весь экипаж.

«Касии»


С начала своей службы, с июля 1941 года, был сперва флагманом Южного Экспедиционного флота, а затем перешел в ведение адмирала Одзавы, который командовал Малайским оперативным соединением.

В декабре 1941 крейсер принимал участие в конвойных операциях и обеспечивал высадки в Прачуап, Чумпхон, Бан-Дан и Нагон.

В 1942 году участвовал в переброске войск в Сингору, Бангкок, участвовал в оккупации Парасельских островов, Палембангу, северной части Суматры.

В общей сложности провел из Сингапура в Рангун 134 судна с войсками и техникой.

В 1943 году стал флагманским кораблем адмирала Окаваичи. С инспекционными поездками посетил Мергуй, Рангун, Блейр, Сабанг, Пенанг.

Был привлечен к патрульной службе, на этой службе патрулировал различные акватории, проводил конвои к Андаманским островам. Во время одного из таких походов в Сабанг, в августе 1943 года получил торпеду от британской подводной лодки «Трайдент», но остался на плаву и сумел дойти до базы самостоятельно.

После ремонта утратил статус флагмана Южного экспедиционного флота и до конца 1943 года занимался проводкой конвоев к острову Блейр и на Никобарские острова.

В начале 1944 года был отозван в метрополию и после ремонта в Сасебо «Касии» передали в ведение Морской академии. Правда, через три месяца крейсер у академии забрали обратно и переделали в корабль ПЛО.


В апреле 1944 года демонтировали торпедные аппараты, увеличили до шести количество 127-мм орудий и до двадцати (4 х 3; 8 х 2) количество 25-мм зенитных автоматов, на корме разместили два бомбосбрасывателя (каждый на 18 глубинных бомб) и четыре бомбомета со стеллажами на 64 глубинные бомбы, установили гидрофон тип 93 мод. 2, активную акустическую станцию тип 93 мод. 3, РЛС тип 21 мод. 2.

После модернизации «Касии» переклассифицировали в штабной корабль-ПЛО и включили в состав 1-го Эскортного дивизиона.

До конца 1944 года «Касии» занимался проводкой конвоев из Мои в Сингапур и обратно.

12.01.1945 г. «Касии» шел в составе конвоя у побережья Французского Индокитая, где конвой атаковала американская палубная авиация с американских авианосцев «Эссекс», «Тикондерога», «Лэнгли» и «Сан-Хасинто».

В правый борт крейсера попала торпеда. Корабль резко сбросил ход, и воспользовавшись этим, американцы попали двумя бомбами в корму. Взрывы бомб вызвали детонацию глубинных бомб на стеллажах и на этом с «Касии» было покончено. Через 15 минут крейсер с развороченной кормой скрылся под водой.




Спаслось 25 человек из всего экипажа. Погибли и экипаж, и десант, всего 621 человек.

«Касима»


Этот крейсер дольше всех прослужил в качестве учебного корабля. Целых полгода. А потом его отправили на Трук, где он был занят доставкой армейских грузов на Сайпан.

1 декабря 1941 года крейсер становится флагманом 4 флота. В 1942 году он участвует в операциях по оккупации Рабаула и Кавиенга, в захвате Порт-Морсби.

Далее «Касима» базируется на Трук, совершая инспекционные походы с командованием флота.

В 1943 году переведен на Кваджалейн, откуда занимался переброской грузов на Трук. В конце 1943 «Касима» теряет статус флагмана 4 флота и переходит в распоряжение Морской академии. На протяжении 1944 года корабль занимается подготовкой экипажей.

Во второй половине 1944 года «Касима» четырежды участвует в проводке конвоев особого назначения из Симоносеки на Окинаву, один раз – на Формозу и один - в Кеелунг.

С декабря 1944 года по январь 1945 года, в Куре «Касима» проходит очередной ремонт корпуса и механизмов. Производится демонтаж торпедных аппаратов, добавляются четыре орудия 127-мм, количество 25-мм зенитных автоматов доводится до 30, устанавливаются бомбометы и бомбосбрасыватели. Добавляется радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование как у «Касии».


1 января 1945 года крейсер внесен в состав Эскортной эскадры №102 Первого Эскортного флота.

До середины февраля «Касима» проводит боевые учения во Внутреннем японском море. Затем в составе очередного конвоя крейсер переходит в Шанхай. В июле 1945 года «Касима» прибывает в Майдзуру, где становится флагманом Первого Эскортного флота. До конца войны корабль исполнял обязанности плавучего штаба, отвлекаясь на противолодочные поиски в районе базирования.

После окончания войны «Касима» был полностью разоружен и превращен в транспорт.

 

"Касима" в роли транспорта


С декабря 1945 по декабрь 1946 корабль перевозил репатриантов из Сингапура в Нагасаки. Сразу по окончании этой миссии, в начале 1947 года, «Касима» был разобран на металл там же, в Нагасаки.

Что можно сказать о крейсерах типа «Катори». Это интересный проект, не характерный для японского императорского флота. Как учебные корабли «Катори» были очень перспективны, но начавшаяся война сделала ненужными учебные корабли.

Как штабные, эти тихоходные и небронированные корабли оказали не менее полезны, чем нормальные крейсера. Как учебным - им просто не повезло.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх